Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
С тех пор, как министр финансов Яир Лапид поднял тему эмиграции из Израиля («йериды»), высказав свой начальственный упрек в адрес граждан, покидающих страну, общественная дискуссия сосредоточилась, в основном, вокруг одного вопроса: кого следует осуждать в создавшейся ситуации – израильтян, уезжающих из страны, или государство, которое подталкивает тысячи граждан в отъезду.
Но действительно ли происходит массовый отток израильтян из страны? В разгар дискуссии были опубликованы данные Центрального статистического бюро по данной теме. В газете TheMarker эта информация вышла под заголовком: «Лапид может быть спокоен: уровень эмиграции из Израиля один из самых низких среди стран OECD (Организация экономического сотрудничества и развития)». Согласно данным ЦСБ, в течение двух последних десятилетий количество граждан, уехавших из страны, постоянно снижается.
«Уровень эмиграции из Израиля находится на беспрецедентно низком уровне; всего, с 1990 года, было зафиксировано снижение на 35% числа израильтян, ежегодно эмигрирующих за границу», - говорится в отчете. Поскольку речь идет об абсолютных цифрах, а население Израиля значительно выросло за последние 20 лет, это значит, что реальное число эмигрирующих из страны еще ниже: «В последние годы число израильтян, покидающих страну, составляет два человека на каждую тысячу... Эта цифра считается особенно низкой в сравнении с другими государствами OECD».
1990-е были периодом массовой алии. Любая волна иммиграции, в Израиле и в других странах, вызывает также и рост числа уезжающих из страны. Просто потому, что часть новых иммигрантов возвращается в страну исхода. Несмотря на то что среди приехавших на волне большой алии из стран бывшего СССР количество вернувшихся обратно было относительно низким, было ожидаемо, что с учетом огромных масштабов этой иммиграционной волны число уезжающих из Израиля в данный период значительно возрастет. Однако эта цифра, напротив, сократилась.
В начале 2000-х желание израильтян жить в своей стране было проэкзаменовано самым серьезным образом. Речь идет о Второй интифаде. В те годы смерть свободно разгуливала по улицам городов, заходила в автобусы и клубы, заглядывала в кафе и рестораны. Израильтяне ходили рядом с ней. В конечном итоге сдались не израильтяне, а смерть, которая не выдержала и покинула страну. Был небольшой рост эмиграции в 2002 году – вслед за этим возобновилась тенденция сокращения числа покидающих Израиль. Следует воздвигнуть памятник неизвестному израильтянину, который не уехал в те годы из страны.
Если бы этому израильтянину сообщили, что он остался на родине из идеологических, сионистских соображений, он бы просто недоуменно пожал плечами. И это недоумение, этот жест, это «пожатие плечами» символизирует историческую победу сионизма. Идеология перешла на уровень естественных чувств. Мы говорим о естественном чувстве дома, которое испытывает израильтянин в своей стране. Не стоит скучать по тому времени, когда общественная дискуссия носила более идеологический характер, чем сегодня, а эмиграция была гораздо интенсивнее, чем теперь.
В последние годы есть намного больше разговоров о «йериде», намного меньше извинений со стороны тех, кто уезжает. И главное – намного меньше самой «йериды». Израильтяне безразличны к укорам и упрекам, они будут жить так, как хотят, и там, где хотят. А они хотят жить в Израиле – более чем когда бы то ни было в прошлом. Они живут в стране и тогда, когда у них в кармане лежит европейский паспорт.
Израиль – хорошее место для жизни. Так говорит подавляющее большинство израильских евреев, участвующих в социологических опросах. Так считает и большинство израильских арабов (хотя и в меньшей степени, чем евреи). Всем известно, что в израильской реальности есть многое, что противоречит этим заявлениям. Это тяжелая страна, во многих аспектах. Но этот факт лишь подчеркивает внушительное достижение сионизма.