К 2050 году мужчины будут просить руки своих возлюбленных с обручальным кольцом с цирконием. И если вы сожалеете об уходе этих чистых и прекрасных бриллиантов, значит, De Beers хорошо сделал свое дело.
Так, до 1930-х годов никто не дарил на свадьбу кольцо с бриллиантами. Более того, оно вообще не считалось обязательным. И только в 1938 году De Beers начал вбивать в головы людей мысль об обручальном кольце с помощью чрезвычайно эффективной маркетинговой кампании. Поэтому тот же De Beers может сделать так, чтобы в 2050 году последним писком моды стали кольца с цирконием.
Такая небольшая игра в воображаемую экономику позволит мне ввести одну чрезвычайно интригующую особенность бриллианта, а именно отсутствие прямой связи между ним и реальной экономикой. Дело в том, что стоимость бриллианта в значительной мере связана с существующими социальными устоями, к формированию которых приложил руку De Beers.
Разумеется, баланс спроса и предложения также играет заметную роль. После того, как обручальное кольцо стало неотъемлемым элементом свадьбы во всех крупных китайских городах, цены ощутимо пошли в гору. Как я уже отмечал во время поездки в Китай в 2012 году, западные ювелирные дома пустили глубокие корни в Поднебесной.
Тем не менее, с учетом его общественной значимости рынок бриллиантов не отличается особой устойчивостью. Призрачный образ этого маленького сгустка углерода может стать причиной формирования настоящего спекулятивного пузыря или необъяснимой тоски у простых смертных. Сейчас, когда крупнейший в мире производитель алмазов «Алроса» открывает свой капитал, пришло время рассмотреть возможности для инвестиций на этом дорогом, но опасном рынке.
Спрос в развивающихся странах идет в гору
В De Beers, без сомнения, работают прекрасные маркетологи, потому что продажи бриллиантов в Китае демонстрируют поистине взрывообразный рост с 2008 года. «Число живущих в городах женатых пар, которые купили на свадьбу обручальное кольцо, увеличилось до 50% с менее чем 1%», — рассказал Les Echos Пол Зимински (Paul Zimnisky), который занимается торгуемыми на бирже фондами в индустрии бриллиантов и драгоценных камней.
Как отмечают в банке BMO Capital Markets, в результате цены будут расти примерно на 6% в год до 2020 года. Тем более что за последние десять лет в мире не появилось ни одного крупного проекта по добыче алмазов. То есть, на первый взгляд все проще не придумаешь: чтобы разбогатеть, достаточно лишь закупаться бриллиантами и спрятать их под матрац. Как бы то ни было, если вы хотите получить прибыль от роста этого рынка, ограничившись лишь покупкой драгоценных камней, то тем самым серьезно рискуете.
Алмазное искусство
Бриллиант похож скорее на произведение искусства, чем на золотой слиток. Сейчас я все вам объясню. Возьмите килограммовый слиток золота. Разрежьте его на кусочки по унции и получите 32 маленьких слитка. При цене в 1 310 долларов за унцию у вас на руках капитал в 42 000 долларов. Вы можете резать золото, плавить его, делать из него украшения... В любом случае оно сохранит за собой рыночную стоимость, которая жестко привязана к весу.
С бриллиантами все обстоит совершенно иначе. Избавлю вас от рассуждений о сентиментальной ценности обручального кольца с бриллиантом, что, тем не менее, не отменяет его главной особенности: ценность бриллианта связана в первую очередь с его редкостью и социальной значимостью. Таким образом, перепродать бриллиант вам будет очень непросто.
Как писал еще в 1982 году Эдвард Эпштейн (Edward Epstein), «розничные ювелирные торговцы, в частности престижные магазины с Пятой авеню, предпочитают не покупать бриллианты у клиентов, потому что предложенная цена будет на порядок ниже. Рост цен на бриллианты [при переходе с опта к рознице] может достигать 100% или даже 200% в зависимости от политики магазина. И если он будет покупать бриллианты у клиентов, то должен будет предложить им оптовые цены».
Тому существует целый ряд объяснений. Во-первых, магазины не хотят наносить хоть какой-то ущерб распространенной идее о том, что «бриллианты только дорожают». Кроме того, каждый бриллиант по-своему уникален. Его цена будет зависеть от крошечных дефектов в огранке и цвета камня. Таким образом, одно время в моде могут быть желтые бриллианты, однако потом их с легкостью могут вытеснить розовые «собратья» только потому, что Скарлетт Йоханссон носила такие на церемонии вручения «Оскаров». Не забывайте, мода выходит из моды, как говорила Коко Шанель.
Неэффективное оружие против инфляции
То есть, вы видите огромные отличия бриллианта от золота, серебра или других драгоценных металлов. Как бы то ни было, это не мешает некоторым производителям продолжать активное продвижение прямой покупки этих камней. По мнению главы Stornoway Diamond Мэтта Мэнсона (Matt Manson), от 15% до 20% людей приобретают бриллианты для защиты от инфляции.
В этом году вышло сразу несколько статей, которые призывают людей к осторожности... Причем в довольно-таки сильных формулировках. Так, в марте этого года ниспровергающий экономические традиции журналист Рохин Дхар (Rohin Dhar) писал о том, что «бриллианты сегодня отнюдь не являются редкостью, представляют собой ужасное капиталовложение и ценятся скорее как символ некоего статуса. Короче говоря, бриллианты — полное говно».
Нельзя отрицать, что за последние годы цены серьезно пошли вверх. Цена камня в три карата увеличилась на 145% с 2008 года, а камня в пять карат — на 174% с 1999 года, напоминает Мэтт Мэнсон. Однако и здесь ситуация во многом определяется модой. В частности это относится к находившимся на волне популярности желтым бриллиантам: за период с 2001 года по 2011 год желтые бриллианты в пять карат возросли в цене на 180%.
Кроме того, если учесть разницу между ценами в опте и рознице, все, кто купил бриллианты в три карата в 2008 году, сегодня до сих пор остались бы в минусе при попытке перепродать камень.
Флоран Детруа, журналист, специалист по сырью и развивающимся странам.