Пишут, что значительно уменьшилось число желающих учиться в классическом лицее. Вызывает замешательство тот факт, что основной причиной этого явления называют то, что классический лицей не дает никакой профессиональной ориентации. Мне кажется, что если учащийся после получения аттестата зрелости не намерен продолжать обучение в университете, то классическое образование предоставляет те же возможности, что и образование, полученное в любом другом лицее. Если молодые люди хотят найти работу сразу после школы, то лучше получить диплом бухгалтера или техника. Эти профессии всегда нужны. Если же молодой человек собирается получать университетское образование, то классический лицей дает возможность поступить на любой факультет, включая инженерный. Следовательно, проблема не существует, точнее поиск работы согласно полученной профессии откладывается на время после окончания университета. Конечно, зубному врачу легче заработать на яхту, чем профессору философии. Но я знаю людей, получивших высшее гуманитарное образование и сделавших прекрасную карьеру в банке, в суде и на государственных постах. В пример можно привести Чампи. Итак, я склонен подозревать, что дело не в различиях между классическим образованием и любым другим, а просто нужно иметь голову, как у Чампи.
Но я не хочу быть расистом. Я помню, что старый Адриано Оливетти, когда он не только производил пишущие машинки, но уже трудился над созданием первых огромных компьютеров, которые занимали целые залы и работали с использованием перфокарт, принимал на работу в первую очередь квалифицированных инженеров. В противном случае ему не удалось бы производить компьютеры, но он мог принять на работу и молодого человека с высшим образованием, диплом которого был посвящен исследованию диалектов в произведениях Гомера. Оливетти посылал новичка на практику на завод на шесть месяцев. Там молодой человек приобретал рабочую специальность и получал представление о том, что такое промышленное производство. Затем он уже мог принимать участие в разработке больших проектов или даже работать в администрации предприятия. Я помню, что так у него сформировался будущий великий менеджер, дипломная работа которого была посвящена Гегелю.
Почему Оливетти так поступал? Потому что он уже понял, что хорошее образование (среднее или высшее) не только позволяет человеку делать то, что он уже знает, но развивает у него достаточное воображение для того, чтобы понять, в каком направлении будет развиваться промышленность в будущем. Конечно, техникум, который выпускает электриков, должен научить их ремонтировать электрические аппараты сегодняшнего дня. Однако, хороший электрик должен иметь большую гибкость мышления и фантазию, чтобы понять, что может случиться в будущем, когда освещение и отопление не будут зависеть от электрической энергии.
Подготовиться к завтрашнему дню означает не только понять, как работает сегодняшняя электронная программа, но и уметь осваивать новые программы. Случается так, что классическое образование (знание творчества Гомера и способность проводить филологический анализ его текстов, а также знания философии и логики) позволяет лучше вписаться в завтрашний день с его новыми ремеслами и работами. Конечно, требуется более современный лицей, чем тот, который был создан Джентиле в прошлом веке (в нем мало уделяется внимания точным наукам). Нужно больше времени отвести на изучение математики и современных языков, помимо греческого (таким образом, вероятно, было бы можно преодолеть искусственную границу между классическим и научным образованием). Тот, кто получил хорошее классическое образование, всегда находил поле для деятельности, часто неожиданное для окружающих.
Только тот, кто имеет хорошую подготовку в области культуры, которую дает классический лицей, может выдвигать новые идеи. Он интуитивно чувствует, в каком направлении будет развиваться наука и промышленность.
Другими словами, я хочу заметить, что если человек, получивший хорошее образование, не в состоянии выполнять существующие работы, то он более открыт для выполнения работ завтрашнего дня. Возможно, он даже способен сам создать свое дело.
Но, конечно, в выборе классического образования содержится определенный вызов. Тот, кто боится идти в классический лицей, пусть лучше выбирает другую дорогу, потому что жизнь жестока. Хотя политически некорректно так говорить, но принадлежность к элите рискованна и затруднительна. Можно счастливо прожить и получить в том числе и эстетическое удовольствие, работая краснодеревщиком, и беда, если таких специалистов не будет.