Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Николай Сванидзе: Власть готова опереться на националистов

© Фото : Катерина КачаловаНиколай Сванидзе, архивное фото
Николай Сванидзе, архивное фото
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российский журналист, политический обозреватель, историк, председатель комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной палаты РФ Николай Сванидзе в интервью DW поделился своими опасениями в связи с ростом националистических настроений в России, проанализировал «бирюлевский сценарий» и ответил на вопрос, возможно ли уйти от тиражируемого средствами массовой информации образа мигранта-нелегала.

Для создания положительного образа мигранта в СМИ нужна отмашка власти, сказал в интервью DW российский журналист Николай Сванидзе. Поводом для беседы стали беспорядки в Бирюлево.

Российский журналист, политический обозреватель, историк, председатель комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной палаты РФ Николай Сванидзе в интервью DW поделился своими опасениями в связи с ростом националистических настроений в России, проанализировал «бирюлевский сценарий» и ответил на вопрос, возможно ли уйти от тиражируемого средствами массовой информации образа мигранта-нелегала.

По мнению Сванидзе, позиция власти, пытающейся опереться на националистов, и ксенофобские настроения в российском обществе демонстрируют динамику к сближению. В этой ситуации СМИ, закладывающие в сознание населения зачастую достаточно однобокие представления о мигрантах, становятся жертвой этого своеобразного «эффекта ножниц».

- Не кажется ли вам, что люди, выходящие на российские улицы с националистическими лозунгами, во многом являются заложниками стереотипного представления о мигрантах? В том числе и благодаря усилиям журналистов нередко складывается впечатление, что это - исключительно лица, не владеющие русским языком, и без гражданства РФ. А ведь среди них есть и наши сограждане - выходцы с Северного Кавказа с российскими паспортами.
- Средства массовой информации, конечно, несут ответственность. Но они зависят от общественного настроения, которое очень агрессивно. Если бы еще власть была категорически против общественного мнения, это повлияло бы на СМИ. Однако она ведет себя очень пассивно и, как правило, с этими настроениями сильно не спорит. Обратите внимание, какими жесткими были последствия для участников событий на Болотной площади и как мягко отнеслись к произошедшему в Бирюлево. Налицо очевидные массовые беспорядки, а квалифицированы они были как хулиганство. Националистов власть воспринимает как социально и идеологически близкие элементы и так или иначе готова на них опереться. Поскольку власть и общественные настроения сближаются, средствам массовой информации деваться некуда: они оказываются «в ножницах».

Читайте также: Русские по-прежнему любят погромы

Беспорядки в московском районе Бирюлево


- Можно ли повлиять на данную динамику и добиться того, чтобы в СМИ появилась более объективная картина?
- Сами по себе средства массовой информации не запустят никаких изменений в подаче образа мигрантов. Здесь должна быть абсолютно очевидная, четкая отмашка со стороны власти. А ее нет.

- Что, на ваш взгляд, в «бирюлевском сценарии» стало спусковым крючком? Достаточно ли было любого формального повода, чтобы латентное недовольство жителей этого неблагополучного в социальном плане района переросло в беспорядки на национальной почве?
- Убийств на бытовой почве много, но резонансными становятся те, в которых участвуют приезжие. К тому же подобные вещи всегда раздувают националисты. Тем более, что фоном служит, помимо общего раздражения, коррупция в правоохранительных органах, отсутствие социальных «лифтов», независимого суда, возможности справиться с бюрократическим произволом. Главная проблема - не в мигрантах, а в общей социальной атмосфере. Когда имеется очень большое социальное раздражение, его можно направить куда угодно и легче всего - в сторону национального неприятия.

- Ряд экспертов говорит, что ситуация с мигрантами в Москве уже упущена, что мы стремительно идем по пути формирования этнических анклавов. В то же время столичный мэр Сергей Собянин недавно заявил в интервью Lenta.ru, что в Москве гетто нет. Останется ли ситуация под контролем? Или мы уже перешагнули некий критический рубеж?
- Очевидно, что в Бирюлево в зародышевом виде мы видим анклав. Появятся ли они в дальнейшем - зависит от городских властей. Рубеж мы пока не перешагнули. Однако я не вижу со стороны властей признаков того, что они готовы делать конструктивные, серьезные и содержательные выводы из происшедшего. Пока что выводы самые поверхностные.

- Как вы относитесь к обсуждению в российской Госдуме законопроекта, предполагающего, что местные власти будут нести ответственность в случае возникновения межнациональных конфликтов? Региональных и муниципальных чиновников планируется отправлять в отставку за непредотвращение подобных столкновений.
- На мой взгляд, это правильно. Это одна из немногих за последнее время инициатив Государственной думы, которая мне представляется разумной. Муниципальные чиновники должны держать ситуацию под контролем, и если они этого не делают - они непрофессиональны.

- Но ведь в России муниципальные органы власти, в основном, выборные. Насколько в данном случае правомочен такой механизм «ручного» управления со стороны государства?
- В данном случае это вопрос к юристам. Однако по сути своей подход правильный.

- Какие меры, на ваш взгляд, должны быть приняты в ближайшее время, чтобы снизить социальную напряженность?
- Речь идет о том, чтобы улучшить социально-политическую ситуацию в абсолютно коррумпированной стране, где нет прозрачной экономики, где отсутствует суд, где фактически действует государственная монополия на экономику и на политику, где несменяемая власть. Вы требуете от меня слишком многого. Если бы я знал рецепты, я был бы нобелевским лауреатом - как минимум. А как максимум - президентом.