В стремлении скрыть раздутый штат сухопутной армии, который связан с катастрофической нехваткой средств на содержание техники, верховное командование дало старт масштабной программе по «оптимизации поддержки и операционной доступности» технических средств. Глава Центрального технического управления сухопутной армии генерал Жан-Тристан Верна (Jean-Tristan Verna) сообщил о нем 17 мая 2006 года депутатам комитета по оборонным вопросам Национального собрания: «После перехода на профессиональную основу главной задачей сухопутных войск на ближайшие годы может стать полный пересмотр системы использования военной техники, а не просто службы ее технического обеспечения, в которой и так уже прошла масштабная оптимизация. Хотя в нашей стране связи типа "человек-оружие", "экипаж-танк" или "наряд-установка" всегда были очень сильны, нам кажется необходимым провести черту между имеющимися в распоряжении и используемыми парками техники и людьми, которые могут служить в различных парках или даже выезжать на операцию вообще без техники».
Таким образом, в 2008 году Министерство обороны запустило новую политику управления парками. Танки Leclerc представляют собой настоящий символ бездумного использования военнослужащих сухопутных войск: из 208 (официально) имеющихся в распоряжении военных машин в состоянии постоянной готовности находятся лишь 36. Таким образом, новая политика всего лишь служит прикрытием для очевидной нехватки финансов. По сути, она делит имеющуюся в распоряжении сухопутных сил технику на две большие категории. В первой, менее крупной, но более значимой со стратегической точки зрения, насчитывается 2 500 единиц техники (из них около 1000 единиц бронетехники), которые могут быть использованы во внешних операциях. После выхода из строя их уничтожают прямо на месте или же возвращают на родину для ремонта. Ко второй группе относится 17 500 единиц устаревающей или уже окончательно устаревшей техники. Их могут подлатать на скорую руку и тоже отправить на внешние операции. Вывод: 4 000 единиц штурмовой бронетехники, 416 легких танков AMX10-RC и Sagaie ERC-90, 7 800 внедорожников Р4, VBL и PVP и 8 000 грузовиков испытывают на себе двойное давление. Они могут использоваться как в учениях на территории Франции, так и в операциях за границей. В 2011 году техобслуживание этих 20 000 единиц техники обошлось сухопутным войскам в 550 миллионов евро (если не брать в расчет танки Leclerc).
Главной проблемой на пути реализации новой политики управления техническим парком стала потеря «эмоциональной связи» экипажа и техники. Теперь военные управляют уже не «своей» машиной. В этом ситуация напоминает арендованный автомобиль, который изнашивается гораздо быстрее, потому что водителям по большей части наплевать на его состояние. Ведь он же не «их»... Таким образом, после вступления в силу новой политики в 2009-2010 годах вся бронетехника, внедорожники и грузовики изнашиваются в три-четыре раза быстрее, чем раньше, причем как во время реальных операций, так и учений.
Занимаются ли техобслуживанием специальные отряды поддержки или частные подрядчики, сути дела это не меняет. В результате мы получаем хроническую нехватку запчастей (их запасы, разумеется, высчитываются из соображений экономии), частые разрывы цепочки снабжения и ускоренный износ техники. «Сегодня если что-то происходит с коробкой передач, то грузовик может простоять полгода», — вздыхает французский лейтенант. Единственные, кому в теории не грозит «плохое обращение», это 254 действующих танка Leclerc, которые, тем не менее, лишь изредка выезжают из ангаров. На самом же деле выделенных на их техобслуживание 200 миллионов евро в год хватает лишь на то, чтобы вывести с десяток из них на парад 14 июля... Нехватка финансов на содержание этих танков самым пагубным образом отражается на их доступности и навыках экипажей, которые вынуждены сидеть без дела или же тренироваться на доживающей последние годы 40-летней бронетехнике. В общей сложности от этого страдают 4 000 человек в четырех полках с танками Leclerc.
Низкая доступность техники отражается не только на подразделениях на территории Франции, но и участвующих во внешних операциях силах. Единственное отличие: в Афганистане, Ливии и Мали на кону стоят жизни наших солдат. В различного рода разведывательных операциях, которые не менее, если не более важны, чем простой обстрел позиций противника, французские военные полагаются на вертолеты Gazelle. Обычно руководство сухопутных сил предпочитает задействовать именно Gazelle (несмотря на их 40-летний возраст), а не Tigre, чье техобслуживание обходится на порядок дороже. Так, во время недавней операции в Ливии силы легкой авиации сухопутной армии задействовали 14 боевых вертолетов: два Tigre, восемь Gazelle Viviane Hot, два Gazelle Canon и два Gazelle Mistral. Вот вам и еще одна причина непопулярности Tigre: в своей нынешней версии он не несет противотанковых ракет! В то же время его 30мм пушка вынуждает его подставляться под огонь противника, хотя его защита и лучше, чем у Gazelle. Кроме того, имеющиеся у него в распоряжении ракеты нельзя использовать в городах, поблизости от мирного населения. По счастью для двух Tigre и 12 Gazelle, вся ливийская система ПВО была уничтожена всего за одну ночь 400 крылатыми ракетами Tomahawk, которые выпустили корабли американского флота.
Более сложная ситуация сложилась в Афганистане, где было задействовано восемь боевых вертолетов: пять Gazelle и три Tigre. За время операций аварию потерпели два Gazelle и один Tigre, при том что в Ливии французские военные не потеряли ни одного вертолета. Тому есть логичное объяснение. Во время 310 ночных вылетов (каждый раз по новому маршруту) пилоты Gazelle летели на высоте десяти метров над землей (благодаря небольшим габаритам машины) на средней скорости в 180 км/час. Такой бреющий полет представляет собой особенность французских летчиков: они многие годы оттачивают этот опасный, но чрезвычайно эффективный навык. В отличие от Tigre, которые, как и Apache, летают на высоте от 300 до 500 метров (из-за большой массы), Gazelle доказали в Ливии свое превосходство в плане соотношения цены к эффективности. Но раз американцы и англичане выставили своих Apaches, то и французам нужно было похвастаться Tigre...
В любом случае, бреющий полет — весьма опасная затея, о чем свидетельствует гибель лейтенанта спецподразделений и пилота Gazelle Дамьена Буате (Damien Boiteux) 12 января 2013 года в Мали. Второму пилоту в итоге удалось доставить машину на базу практически без повреждений, однако его коллега чуть позже скончался из-за сильной потери крови. Две минуты спустя еще одному Gazelle пришлось совершить аварийную посадку из-за полученных под обстрелом повреждений. С учетом состояния вертолета его было решено уничтожить на месте взрывчаткой. После введения в строй в 1998 году Gazelle еще не терял членов экипажа из-за огня противника, даже в Афганистане. Таким образом, две подбитых исламистами машины свидетельствуют об их серьезных военных возможностях и указывают на поразительную незащищенность вертолетов наших спецподразделений. Политики и высшее военное руководство пытаются всячески замять этот скандал, который приводит в отчаяние даже самых смелых и преданных солдат.
Иван Стефанович, журналист, специалист по расследованию растрат во французских государственных ведомствах.