Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Меня трудно назвать поклонником нынешнего главы правительства, особенно если речь идет о предыдущих годах его правления. Но, должен признать, меня вывела из себя желтоватая статья о нем в «Нью-Йорк таймс», оскорбительная для израильского гражданина.
Неясно, каким образом бюджет Биби на покупку мороженого, его «летающая кровать», а также перенесенная им операция или тот факт, что он любит принимать гостей по субботам, сочетается с девизом издания «Все, что достойно, – в печать». Не говоря уже о том, что «великое открытие», касающееся любви Нетаньяху к кубинским сигарам (1150 долларов за пачку), которые он иногда получает в подарок от своего друга, израильско-голливудского продюсера Арнона Мильчена, не станет тем фактором, который завершит политическую карьеру Биби.
Одним прекрасным утром местный политический обозреватель вдруг осознает, что Биби представляет собой исторического лидера гораздо большего масштаба, чем это видится сквозь призму средств массовой информации. Он занимает пост главы правительства более семи лет, что делает его израильским премьер-министром с самым большим стажем правления после основателя государства Бен-Гуриона (13,5 года). Бегин был у власти 6 лет, Рабин – также шесть, Шарон и Голда – 5, Перес, Шарет и Барак – 2 года. На данном этапе у него нет ни одного серьезного соперника на политическом Олимпе. Никто не дышит ему в спину. Если Лапид полагал, что он когда-либо станет главой правительства, то прошедший год показал, что он скорее вернется в телестудию, чем займет кресло в канцелярии премьер-министра.
В период правления Биби не было ни одной масштабной войны, число пострадавших в результате террористических действий было весьма небольшим. Несмотря на свою принадлежность к правому лагерю, он не считается лидером, строящим поселения на оккупированных территориях. Куда ему в этом деле до Переса, Галили, Игаля Алона и Шарона. Он получил в наследство то, что уже существовало, и оказывает поселенцам помощь тем, что много говорит на данную тему, а также позволят расширять уже построенное. Из-за этого правый лагерь держит его под подозрением и угрожает обрушить его власть. Он рассуждает о системе безопасности в Иорданской долине лишь для того, чтобы сохранять мир с Иорданией – особенно теперь, когда в Хашимитском королевстве находится миллион сирийских беженцев.
Лучшее, что случилось с Биби, это уход из политики Эхуда Барака, занявшегося наконец тем, что он действительно любит – деньгами и частным бизнесом. После того как Биби избавился от Барака, он стал более солидным, более уверенным в себе. Отношения Биби с начальником генерального штаба – взвешенные и серьезные. Один депутат кнессета (не из Ликуда) сказал, что, по его мнению, Биби побьет рекорд Бен-Гуриона по количеству лет, проведенных в премьерском кресле. В первую очередь благодаря своим тесным связям в сфере безопасности, которые он сформировал с американской администрацией и конгрессом.
Это, кстати, не столь тривиально, как кажется на первый взгляд. У Бен-Гуриона и Бегина были крайне напряженные отношения с американскими президентами – Эйзенхауэром и Кеннеди – в том, что касается ядерных разработок. Бен-Гуриона ни разу не приглашали в Белый дом. А когда его все-таки пригласили на встречу с президентом в нью-йоркской «Астории», глава американской администрации задал ему прямой вопрос: «Разрабатываете ли вы ядерное оружие?». Посланники президента отравляли нам жизнь. В то время как Израиль получал помощь от Франции, американские шпионы тайно замеряли уровень радиации травы, растущей рядом с реактором в Димоне. Израильтяне постоянно меняли травяное покрытие, чтобы американцы не поймали их на лжи. Именно Бен-Гурион был тем, кто внедрил в наше сознание вечный страх того, что арабские государства попытаются уничтожить Израиль. Он провозгласил необходимость создания защиты от этой угрозы. Леви Эшколь и Джонсон пришли к согласию о том, что тема ядерного оружия публично подниматься не будет. Однако страх перед тотальным уничтожением наследовали, один за другим, все израильские лидеры.
Биби может записать в свой актив тот факт, что именно он заставил мир заниматься Ираном – не сделав при этом ни единого выстрела, избавив нас реализации угрозы атаковать иранские объекты. Таким образом он привязал израильские интересы к американским. Несмотря на отсутствие войны и сносное экономическое положение (да, да - обратите внимание на переполненные рестораны, бары и терминал аэропорта), Нобелевскую премию мира Биби вряд ли получит. Но не важно, каковы его отношения с Сарой и сколько мороженого он съедает за день (это его проблемы) – в ближайшей исторической перспективе у нас нет лидера, лучшего, чем он.