У европейцев не много возможностей повлиять на развитие событий в России, но они есть, считает политолог Ульрих Шпек. И перечисляет их в комментарии, написанном специально для DW.
Все могло быть так прекрасно. Россия, восставшая из руин СССР, избавляется от наследия коммунизма и становится либерально-демократическим государством, страной с рыночной экономикой, партнером Запада. Именно такие надежды питали политики в отношении России в 90-е годы прошлого века. Россию рассматривали через призму теории модернизации: переход от командно-административной экономики к рыночной, от авторитарно-диктаторского режима - к плюралистической демократии, от империи - к национальному государству.
Первые годы правления Путина еще давали европейцам повод надеяться, что демократия и рыночная экономика остаются его целью. Путин казался амбивалентным, а когда пост президента занял Медведев, надежды на всеобъемлющую модернизацию России получили дополнительный импульс. Туман рассеялся, когда в 2011 году Путин объявил о своем возвращении в Кремль и усилил нажим на оппозицию в ходе избирательной кампании 2012 года. Стало ясно, что Путин не «демократ чистой воды», как в 2004 году его характеризовал тогдашний канцлер ФРГ Герхард Шредер (Gerhard Schröder), а чистой воды автократ.
Теперь Запад в растерянности. Попытка интегрировать Россию в западный мир провалилась. Холодны, соответственно, и отношения.
Западные ценности - риск для вертикали власти
И тем не менее Запад по-прежнему заинтересован в превращении России в доброжелательного партнера. Страна слишком важна, чтобы Европа и США могли ее просто игнорировать. Для Европы Россия имеет жизненно важное значение - и с экономической точки зрения, и в том, что касается обеспечения безопасности. А для Америки, которая постепенно снимает с себя ответственность за судьбы мира и не может более обходиться без союзников, Москва, несмотря на все противоречия, остается ключевым партнером.
Но доброжелательным партнером Россия станет только в том случае, если произойдет смена режима. Агрессивное поведение Москвы в отношениях с Западом объясняется в первую очередь внутриполитической ситуацией. Путин подавляет западный либерализм, потому что он таит в себе риск для созданной им вертикали власти. Демократия угрожает ослабить его контроль над политической системой, а рыночная экономика - над экономической. Правовая же государственность может ограничить возможности властей предержащих. К тому же миф о внешней угрозе, теория осажденной крепости мобилизует патриотические чувства, что идет на пользу существующему режиму.
Возможности Европы оказать влияние на внутренние процессы в России в настоящее время невелики. До тех пор, пока рекой текут доходы от экспорта нефти и газа, власть может делать пайщиками такой системы широкие слои населения и обеспечивать им западный уровень потребления.
И все же у Европы есть возможность оказать влияние. Она - главный покупатель российских энергоносителей. Европа поставляет многие товары, которые с удовольствием потребляют россияне. Европа - надежная гавань для российских капиталов и богатых людей. Как политическая и экономическая альтернатива Европа остается влиятельной. Она предлагает те свободы и гарантии, которые не может предложить система Путина.
Главное - не захлопывать двери
Но что Европа может конкретно сделать, чтобы содействовать либеральной модернизации России? Она не в состоянии стать заменой отсутствующей в России системы сдержек и противовесов, поскольку режим Путина категорически не приемлет нажима извне и ограничения суверенитета. А антизападная кампания властей делает невозможным поддержку либеральных сил в самой России.
К тому же при всей дистанции в отношениях реальное положение дел в мире сохраняет заинтересованность Европы в кооперации с Москвой. Это относится и к экономической сфере, и к желанию сотрудничать с Россией в решении тех или иных проблем, стоящих на мировой повестке дня.
И все же кое-что можно сделать. Главное - оставить России открытым путь в другое будущее. Таким принципом должны руководствоваться европейцы во всех их действиях. Из этого следует, что политикам ЕС надо рассматривать в качестве своих партнеров не только Кремль, но и представителей оппозиции и гражданского общества. Из этого следует, что Евросоюзу пора как можно шире открыть двери для контактов между россиянами и европейцами.
Кроме того, Европа не должна делать исключения для Москвы, надо требовать, чтобы она придерживалась общепринятых правил игры. К ним, например, относятся требования ЕС, которые в настоящее время применяются и в отношении российских энергетических компаний. К ним относятся правила ВТО и ООН, в частности, принцип уважения независимости соседних суверенных государств.
Стабильный, миролюбивый, свободный и преуспевающий Европейский Союз представляет собой привлекательную альтернативу автократической системе Путина. И о том, как велика притягательная сила либерального Запада для России, свидетельствует та кампания, с помощью которой Путин пытается отвергнуть Запад и его принципы - и во внешней, и во внутренней политике. Так что Европа будет и дальше играть ключевую роль в поисках посткоммунистической Россией своей новой идентичности.