Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия следует американскому сценарию

© РИА НовостиМатрешки с портретами президентов
Матрешки с портретами президентов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После переизбрания в прошлом году Путин начал настаивать на наращивании Россией своей «мягкой силы». Страна планирует сократить финансирование международных организаций помощи. Взамен она собирается осуществлять проекты с национальными брендами, аналогичные той помощи, которую Соединенные Штаты оказывают через Агентство США по международному развитию (USAID).

У России не самая положительная репутация за границей. Многие люди, особенно на Западе, считают ее авторитарным государством, где ОМОН избивает протестующих, а влиятельные силы подвергают репрессиям гомосексуалистов и прочие меньшинства. Но теперь Россия по примеру США перешла в «наступление очарованием».

После прихода Владимира Путина на пост президента в 2000 году Россия запускала немало проектов в попытке улучшить свой имидж (многоязычный телеканал Russia Today — это один из самых заметных тому примеров), но все они не дали того результата, на который надеялся Кремль, сказал партнер из консалтинговой фирмы Capstone Connections Алексей Долинский.

«Многочисленные усилия по улучшению репутации России за рубежом среди иностранной аудитории пока не дали нужного эффекта, особенно в сопоставлении с выделяемыми российским государством ресурсами и уделяемым им вниманием», — заявил Долинский в докладе Russia Direct, подготовку которого профинансировало правительство.

Долинский рассказал CNBC, что телеканалу Russia Today, например, удалось создать зрительскую аудиторию, однако это не очень помогло изменить имидж страны. Отношение к России в мире больше негативное, нежели позитивное, о чем свидетельствуют данные опроса GlobeScan за 2013 год. Худшие результаты по данным того же опроса показали очень немногие страны, среди которых Израиль, Северная Корея, Пакистан и Иран.

Россия изыскивает более эффективные способы для улучшения своей репутации на мировой сцене, и для этого заимствует тактику западных государств.

После переизбрания в прошлом году Путин начал настаивать на наращивании Россией своей «мягкой силы». Один из способов достижения этой цели — предоставление односторонней помощи иностранным государствам, которая предположительно должна помочь усилить влияние на эти страны. В мае Путин подписал указ о расширении полномочий агентства «Россотрудничество» из состава Министерства иностранных дел, что должно помочь в этих усилиях.

Мягкая сила это «способность добиваться своего посредством привлекательности и убеждения», говорил политолог из Гарварда Джозеф Най (Joseph Nye), создавший этот термин более 20 лет тому назад. По его словам, источниками мягкой силы являются культура страны, ее ценности и политика.

Российская газета «Коммерсант» сообщила в этом году, что страна планирует сократить финансирование международных организаций помощи, сумма которого когда-то составляла 500 миллионов долларов ежегодно. Взамен она собирается осуществлять проекты с национальными брендами, аналогичные той помощи, которую Соединенные Штаты оказывают через Агентство США по международному развитию (USAID).

Правительство посчитало, что помощь, оказываемая через международные организации, не обеспечивает необходимое улучшение российского имиджа, поскольку эта помощь поступает в зарубежные страны под маркой международных агентств, таких как Всемирный банк.

Как сообщил «Коммерсант», бюджет «Россотрудничества» может увеличиться до 9,5 миллиарда рублей (около 306 миллионов долларов). По оценке газеты, это увеличение «в несколько раз». На вопросы CNBC по поводу будущих бюджетных ассигнований «Россотрудничество» не ответило.

Путинская администрация предпринимает и другие шаги. Пиар-агентство Ketchum сообщило, что в первой половине этого года получило за свои услуги от Российской Федерации более 1,9 миллиона долларов.

Согласно заявлению этого агентства, оно начало сотрудничать с Российской Федерацией во время ее председательства на саммите «Большой восьмерки» в 2006 году. Однако вдаваться в подробности своей работы оно не стало, сказав лишь, что она направлена на «расширение диалога» между Россией и западными средствами массовой информации.

По словам Долинского, Russia Today ежегодно получает от государства около 400 миллионов долларов. Но хотя крупномасштабные проекты России создали ту площадку, с которой она может рассказывать миру о своих взглядах, улучшить ее имидж такие меры не помогли.

«В современных СМИ надо не только казаться лучше, но и становиться лучше», — сказал Долинский.

Россия сталкивается с разными имиджевыми вызовами в разных странах, отметила Валентина Феклюнина, преподающая политику в британском университете Ньюкасла. В будущем году должна выйти ее книга о России «Managing Russia’s Image in the West».

Феклюнина сказала, что западные страны считают Россию недемократической страной, в которой «в последнее время усиливается авторитаризм». Избрание Путина на третий президентский срок оказало негативное воздействие, как и некоторые другие события, например, запрет на усыновление российских детей в США и давление на гомосексуалистов.

«Имидж России ухудшился после конфликта в Сирии, — сказала Феклюнина. — Очень часто Россию воспринимают как режим, который поддерживает Асада».

В докладе Долинского отмечается, что у России мало опыта в вопросах международного развития, однако предоставление помощи с собственным «брендом», особенно внутри бывшего Советского Союза, «способно привести к тому, что Россия сможет лучше использовать такую международную помощь для проецирования своей мягкой силы в мире».

«После холодной войны мягкая сила России увеличилась», — сказал Най. По его словам, после распада Советского Союза другие страны увидели, что Россия становится более демократической, однако позднее ее мягкой силе был нанесен ущерб с возвращением Путина на пост президента и с ограничениями личных свобод.

Американские демократические ценности привлекают к себе не все страны, но они довольно ясны и понятны, сказал Най. Традиционная русская культура пользуется привлекательностью среди иностранной аудитории, но люди мало знают о современных ценностях России.

«Не совсем понятно, за какие ценности выступает постсоветская Россия», — заявил Най.