В течение последних недель, российская дипломатия продемонстрировала всему миру образцы стойкости и твердости духа, столь характерные для политического стиля Владимира Путина.
Нет сомнения в том, что активность русских победила благодаря нерешительности Барака Обамы по сирийскому вопросу, когда его под разными предлогами пытались втянуть в военный конфликт, а он от этого отнекивался. Дипломатическая инициатива Путина о ликвидации сирийского химического оружия стала своего рода спасательным кругом, который Москва бросила Вашингтону. Однако было бы ошибкой думать, что политический успех российского лидера — явление временное, которое стало возможным благодаря умелым действиям российских дипломатов, сумевшим воспользоваться благоприятным моментом.
Наверное, есть смысл интерпретировать последние события, в свете политической стратегии Путина, очертания и цели которой, становятся все менее загадочными.
В основе политической стратегии Путина лежит унижение русского народа после распада СССР, а также утрата былого могущества страны, как супердержавы. Не надо забывать, что большинство россиян хотело бы сохранения Советского Союза. Именно эти народные чувства выразил Путин, когда в 2005 году назвал развал СССР как «самую большую геополитическую катастрофу XX века».
Но каким образом можно преодолеть это унижение, как вернуть России былую мировую славу? В какой мере эти амбиции совпадают с европейскими интересами, в частности, Италии?
Западные аналитики, которые говорят о возвращении эпохи «холодной войны» забывают, что, несмотря на то, что эта мысль не нова, стратегия и тактика для возврата в прошлое могут быть различными, учитывая произошедшие изменения в России и мире.
Путин честолюбивый человек, но он не страдает манией величия. Он прекрасно понимает, что эпоху биполярного мира нельзя вернуть назад, и в нынешних условиях бесполезно конкурировать с США.
Читайте также: Россия в Европе - стратегические вызовы
Сейчас трудно себе представить, каким образом Россия могла бы соперничать с США в военной сфере, где диспропорция сил огромная. Раньше военное равновесие между двумя супердержавами держалось на военно-стратегическом паритете ядерных сил, сейчас говорить об этом, по крайней мере, политически, — неуместно.
Гипотеза о возможности конкуренции между РФ и США в экономической сфере выглядит еще более фантастической, чем это было во времена Советского Союза.
Наконец, возможность соперничества на идеологическом фронте, и вовсе смотрится смехотворной, путинская Россия официально является сторонницей капитализма и демократии. Хотя официальные власти понимает демократические принципы по своему, как «управляемую демократию» (imitation democracy).
Поэтому Путин понял, исходя из нынешней ситуации, что единственная сфера, где России могла бы на равных соперничать с США остается дипломатия.
Естественно, что Россия продолжает, по возможности, создавать проблемы для Вашингтона, и где, это, возможно, противостоит американским интересам. Москва всячески помогает противникам Соединенных Штатов, одновременно оказывая давление на бывшие республики СССР (страны Средней Азии и Кавказа, Украина). Москва всячески старается удержать их в сфере своих интересов и влияния, несмотря на то, что они сейчас являются независимыми, суверенными государствами. Россия также стремится любыми путями не допустить развертывания американской системы ПРО в Европе.
Все это похоже на какую-то дипломатическую игру в карты, где по многим вопросам, если не по всем, можно договориться в обмен на что-то более значимое и существенное.
В этой игре Россия стремится участвовать по многим направлениям. Достаточно бросить беглый взгляд на текст концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 12 февраля 2013 года, чтобы увидеть сколько раз упоминается в ней ООН, а также различные инициативы, которые Россия продвигает в Азии.
Москва никак не может смириться с тем, что уже никогда не будет биполярного мира в международных отношениях. Путин, в опубликованной 11 сентября статье в The New York Times, провокационно напоминает американцам, что их мечта о создании однополярного мира окончательно провалилась.
Также по теме: Путин лучше Обамы владеет политикой силы
Таким образом, остается только идея многополярного мира, в которой отдельные страны не могут выйти за пределы обозначенных правил и договоренностей, но в тоже время, учитывая их «большой вес», по сравнению с другими странами, несут большую ответственность при принятии фундаментальных решений, связанных со структурой и правилами функционирования международной системы.
Действительно, при тщательном знакомстве с концепцией внешней политики России мы встретим такие положения как, о возросшей ответственности России за формирование международной повестки дня и основ международной системы.
Почему тогда нельзя говорить о возросшей роли Евросоюза в многополярном мире и его стремлении быть ведущим игроком на мировой арене?
Новый вызов России был воспринят весьма скептически в США и Евросоюзе, но не злобно. Трудно себе представить, чтобы интересы всех стран совпадали.
Что касается Италии, то здесь следует отметить, что в новых условиях ей будет легче строить отношения с Россией в формате диалога и сотрудничества, от которого Рим никогда не отказывалась, даже несмотря на определенные трудности в отношениях с Вашингтоном во времена «холодной войны».
В Италии всегда смотрели на Россию как на своего главного партнера в торгово-экономической сфере. В первую очередь, это касается поставок энергоресурсов. Однако следует обратить на тревожный факт, согласно последним данным, США обогнали Россию по добыче нефти и газа.
В перспективе это означает, что Россия вынуждена, будет отказаться от сырьевой зависимости и развивать свой промышленный потенциал. Такая перспектива открывает для Италии, и Европы в целом, большие возможности уйти от простой торговли и начать сотрудничество с Россией в производственной сфере и сфере новейших технологий. Но, для Италии важны не только экономические отношения, но и политические. Переход на «промышленные рельсы» приведет к отказу России от жесткой позиции «нет» в СБ ООН, заставит ее более гибко выстраивать отношения с другими странами, а также отстаивать свои интересы в этой международной организации. Италия всегда ориентировалась в своей внешней политике на многополярный мир.
В концепции внешней политики, принятой в феврале текущего года, утверждается, что Россия выступает за сохранение статуса пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. Вместе с тем Москва готова придать этому органу в процессе рационального реформирования ООН большей представительности при обеспечении должной оперативности в его работе. Такая позиция совпадает с мнением Италии.
В Риме преобладает осторожный, хотя и существенный оптимизм, на дальнейшее развитие отношений с Россией.