Азербайджан оказался меж двух огней. С одной стороны, страна попала под перекрестный огонь западных и международных организаций, которые выразили свое недовольство результатами выборов. Вслед за Госдепом и БДИПЧ ОБСЕ, сегодня и Европарламент осудил президентские выборы в Азербайджане, признав их недемократическими и несвободными.
С другой – России, где нагнетается болезненный для Азербайджана вопрос «азербайджанских мигрантов», против которых началась новая волна преследования. Вовращение миллионной орды российских азербайджанцев обратно на родину ничего хорошего правительству не сулит – это безусловно вызовет как социальный, так и демографический кризис, который может вызвать и внутриполитическую напряженность.
Обо всем этом мы и решили побеседовать с известным западным экспертом Александром Раром.
- Запад довольно критически воспринял итоги президентских выборов в Азербайджане. С чем связана столь агрессивная позиция Евросоюза и западных организаций?
- Евросоюз уже несколько лет ориентируется в своей внешней политике на вопросы о либеральных ценностях и правах человека. Евросоюз не имеет своей армии; силовых рычагов на продвижение своих интересов у него нет, и в ближайшем будущем не будет.
Но у Евросоюза есть мощный политический рычаг, при помощи которого он может оказывать сильнейшее давление на своих партнеров – это мораль. Евросоюз - самая свободолюбивая, самая демократическая организация в мире.
Евросоюзу хочется, чтобы ценности, которые исповедуют в Западной Европе, прививались бы и в других странах на различных континентах мира, всюду, где сотрудничество с Европой стоит на переднем плане. Азербайджан рассматривается Евросоюзом именно как такой партнер. Торговля с Баку растет, но Евросоюз в этих взаимоотношениях одним этим фактором удовлетворяться не хочет. Азербайджан является членом ОБСЕ и Совета Европы, он признал примат либеральных ценностей, и без этого не может считаться полноценным членом европейской семьи. Во всяком случае, в Европе это видят так.
Выборы в Азербайджане не проходили так, как они проводятся в развитых демократических странах Евросоюза, как утверждает Брюссель. У действующего президента был, по оценкам Запада, перевес в выступлениях в СМИ. Оппозиция, как утверждалось Евросоюзом, в своей избирательной кампании не пользовалась равными шансами. Вот по этой причине и произошла критика результатов выборов. Кроме того, некоторые западные наблюдатели якобы обнаружили на нескольких избирательных участках определенные погрешности, что, в целом, усилило общую критику. Но Евросоюз, несмотря на критическую оценку выборов, признает их легитимность.
- Может Азербайджан потерял свою привлекательность для Запада?
- Ни в коей мере. Однако есть определенная досада по поводу несостоявшегося проекта газовой трубы Набукко. Но я не вижу настоящих препятствий для взаимовыгодной торговли и экономического сотрудничества.
- О роли России в регионе. Она будет возрастать или уменьшаться?
- Роль России в Кавказском регионе традиционная. Москва продолжает рассматривать Кавказ, как регион собственных национальных интересов. Россия не собирается отдавать США или Евросоюзу главные рычаги влияния в регионе. Поэтому Россия и впредь будет искать все формы для присутствия на Кавказе, вплоть до военного.
Армению Россия завлекла в Таможенный Союз. Думаю, что Грузия при определенных условиях опять начнет сотрудничать с Россией после смены власти в Тбилиси. А с Азербайджаном Россия будет искать пути для совершенствования энергетического сотрудничества. Думаю, что Россия вскоре тесно сплотится с Турцией в этом вопросе. А Турция - основной союзник Баку.
- В последнее время мы наблюдаем всплеск национализма в России. Чем это угрожает. К чему это может привести?
- Национализм в России, вернее, в части российского населения, конечно, тревожит. Но подобные негативные явления присущи не только России. Во всей Европе чувствуется определенная тенденция поворота населения вправо.
Ситуация будет усугубляться продолжением конфликтов в Северной Африке, на Ближнем Востоке и на Северном Кавказе.
России срочно нужна профессиональная политика интеграции. Все европейские страны в недалеком будущем должны будут признаваться в том, что они превратились в мультикультурные общества. Альтернатива этому развитию - новая Берлинская стена. Однако на это вряд ли кто-то пойдет.
- Какую политику должен проводить Азербайджан в регионе?
- Азербайджан должен на Кавказе стать мотором для развития экономики всего региона. У Азербайджана для этого лучше предпосылки, чем у его соседей (за исключением России, конечно). Кавказский регион политически взрывоопасен. Помимо нерешенной проблемы Нагорного Карабаха, здесь в любое время может вспыхнуть война из-за Ирана. Сирия тоже не за горами.
Баку просто вынужден думать о будущей системе безопасности на Кавказе, учитывая собственные и чужие интересы. НАТО вряд ли когда-нибудь войдет на Кавказ. Но Азербайджан до последнего будет противиться вступлению в аморфную структуру ОДКБ. Карты в регионе может в будущем смешать Китай, который плотно вошел в Центральную Азию. Каспийское море вряд ли остановит растущее влияние Пекина на всем постсоветском пространстве.
- Продолжит ли Кремль политику давления на Азербайджан?
- У России меньше рычагов влиять на Азербайджан, нежели на Белоруссию или Украину. Энергоресурсы - главная защита Баку. Но российская дипломатия не собирается дестабилизировать Кавказ. Зачем? Нынешняя ситуация должна устраивать Москву, пока НАТО не будет в регионе.
Александр Рар - немецкий советолог проработал долгое время научным сотрудником Исследовательского института Радио Свободы, работал исследователем в легендарной Межрегиональной группе Совета Народных Депутатов СССР, исследователем в институте Германского Совета Внешней Политики. До 2012 года А.Рар являлся директором центра по России и Евразии при Германском совете по внешней политике.