Несмотря на тяжелое экономическое положение в стране, венесуэльские власти планируют в 2014 году значительно увеличить военные расходы на оборону. Руководство Венесуэлы направило в Национальную ассамблею запрос на дополнительное выделение на следующий год 5,9 миллиарда долларов для реализации 23 военных программ. Это касается новых закупок военной техники и вооружения, в том числе самолетов и кораблей, а также совершенствования центров оперативного управления. В случае одобрения парламентом страны сумма увеличения военных расходов войдет отдельной строкой в так называемый «Специальный закон о государственном долге на 2014 год ».
Нынешняя дополнительная сумма на оборону более чем в два раза превышает прошлогоднюю. Тогда венесуэльские военные получили сверх выделенного военного бюджета 2 миллиарда 539 миллионов долларов. Для покрытия дефицита бюджета, руководство Венесуэлы подписало с Внешэкономбанком России соглашение о предоставлении кредита на эту сумму для закупок российской военной техники и вооружения.
Венесуэльские власти в качестве аргументов для увеличения военных расходов приводят такие, как: повышение оборонительного потенциала страны, консолидацию вооруженных сил, необходимость территориального перераспределения, дислоцированных на территории страны воинских частей и подразделений. Минобороны Венесуэлы на следующий год запланировало проведение 2491 военных учений и игр.
Экс-министр обороны Венесуэлы Фернандо Очоа Антич считает, что при нынешней тяжелой экономической ситуации в стране не следует наращивать задолженность, прибегая к внешним заимствованиям, даже если речь идет об обороне страны. Необходимо учиться жить по средствам.
По мнению генерала, повышение боеготовности вооруженных сил является первоочередной задачей, но она не должна выполняться за счет увеличения государственного долга, так как это приведет к раскручиванию инфляции в стране.
В свою очередь оппозиционный блок «Круглый стол демократического единства» предупредил о недопустимости увеличения госдолга Венесуэлы за счет роста военных расходов. Напомнив при этом, что правительство систематически не выполняет показатели государственных расходов на 2013 год.
Примечательно, что в бюджете на 2013 год была заложена цена на нефть в размере 55 долларов за баррель. Куда пошли сверхдоходы от выручки за нефть, если цена на «черное золото» в этом году составляет в среднем 102 доллара за баррель?
В настоящее время экономика Венесуэлы находится в плачевном состоянии. У правительства нет четких ориентиров, куда она должна двигаться. Предварительная оценка экспертов показывает, что бюджет на 2014 год, который был сверстан на основе прогноза цены на нефть в 60 долларов за баррель, приведет к экономическому и социальному коллапсу.
Это при том, что страна добывает 3 миллиона баррелей нефти в сутки, 2,5 миллиона из которых отправляется на экспорт, главным образом в США и Китай. Венесуэла по этому показателю занимает пятое место в мире и обладает самыми крупными в мире подтвержденными запасами «черного золота» — почти 300 миллиардов баррелей.
Весьма критически экономисты относятся и к прогнозу минфина Венесуэлы, что экономический рост в стране составит в 2014 году от 4% до 6 %, а инфляция будет колебаться между 26% и 28%.
Немного статистики
На протяжении последних пяти лет в Венесуэле наблюдается спад ВВП. В 2009 году спад ВВП достиг 3,2%, в 2010 — 1,5%. Согласно данным Всемирного банка, в 2012 году ВВП Венесуэлы вырос более чем на 5%. Однако банк прогнозирует, что в 2013 году темпы роста замедлятся до 1,8%, а отдельные аналитики даже предрекают венесуэльской экономике рецессию.
В 2013 году Венесуэла лидирует в регионе по показателю внешней задолженности на душу населения, государственный долг составляет 70% ВВП, а бюджетный дефицит — 13%. Долг государственной нефтяной компании Petróleos de Venezuela (PDVSA) превысил 40 миллиардов долларов, а добыча нефти продолжает снижаться. Ожидается, что в 2013 году экспорт нефти сократится на 7,8%. За десять последних лет импорт продуктов питания удвоился и достиг 75%, закрылись четыре тысячи предприятий обрабатывающей промышленности, число работодателей сократилось с 630 до 430 тысяч. В 2013 году правительство уже в пятый раз девальвировало национальную валюту на 32,5%.
В венесуэльских магазинах ощущается нехватка кукурузной муки, молока, масла, сахара и многих других продуктов.
В прошлую среду вице-председатель Совета министров республики Рафаэль Рамирес, возглавляющий министерство нефтяной и горнорудной промышленности, а также государственную нефтяную компанию PDVSA заявил о крупномасштабных закупках продовольствия за рубежом. По его словам это необходимо, чтобы «победить дефицит и справиться с инфляцией». Ранее Венесуэла уже закупила в Колумбии продовольствия на 600 миллионов долларов.
Официальные статистические данные свидетельствуют, что уровень инфляции за последние 12 месяцев составил в Венесуэле почти 50%. Это самый высокий показатель за 13 лет. По итогам сентября уровень дефицита товаров первой необходимости остановился на отметке в 21%.
Зачем Мадуро увеличивает военные расходы?
Политическая ситуация в Венесуэле сейчас достаточно неопределенная и во многом зависит от целого ряда экономических факторов. Усиливающееся противостояние в обществе может привести к активизации вооруженных сил и нарушить их единство. Большинство нынешнего рядового состава составляют выходцы из малообеспеченных семей, однако далеко не весь генералитет придерживается социалистических взглядов. Армия находится под пристальным вниманием президента, подвергаясь растущей идеологизации через усиленный контроль со стороны власти и систематические чистки.
В условиях ухудшающейся экономической ситуации, вполне вероятно, что продолжатся «кастрюльные» бунты, а социальная база режима будет сужаться.
Поэтому Николас Мадуро стремится сохранить лояльность военных и тем самым обеспечить себе силовую поддержку. А за это надо платить. В военном бюджете Венесуэлы на следующий год предусмотрено повышение денежного довольствия 91 582 военнослужащим, На эти цели дополнительно выделяется 735 миллионов долларов.
Изложенные в статье взгляды принадлежат автору и могут не отражать точку зрения редакции.