На саммите евразийской тройки в Минске президенты Белоруссии и Казахстана ощутимо прижимали Владимира Путина. И тот на итоговой пресс-конференции вечером 24 октября заявил: Россия согласна постепенно исключить все изъятия из режима торговли Таможенного союза. Ключевым в этой фразе представляется слово «постепенно».
«Я бы взял частями. Но мне нужно сразу», — эту фразу Остапа Бендера ни Александр Лукашенко, ни Нурсултан Назарбаев позволить себе не могут. Придется продолжить вязкий торг с Россией, чтобы ускорить этапы процесса. При этом наивно надеяться, что Москва откажется от дискомфортных встречных условий.
Отстегните на постройку Эмиратов!
Даже по сухим строкам официальных источников можно понять, что разговор на заседании Высшего евразийского экономического совета 24 октября был острым.
Подсыпал перцу казахстанский президент. Он сетовал на неравноправие, барьеры в Таможенном союзе, трудности доступа продукции из Казахстана и Белоруссии на российский рынок, подчеркнул, что его страна не может транзитом через Россию продавать электроэнергию в Белоруссию.
Говоря о Евразийской экономической комиссии, Назарбаев отметил, что «российские члены коллегии принимают участие в заседаниях правительства России и получают соответствующую установку, хотя согласно нашему договору комиссия, члены коллегии не подотчетны никакому из наших правительств».
Назарбаев упирал на то, что надо бы сосредоточиться на устранении изъятий и ограничений по товарам и услугам в рамках уже достигнутых договоренностей.
Лукашенко говорил в том же духе: количество изъятий и ограничений не уменьшилось, по некоторым направлениям даже возросло. «Мы не можем продуктивно двигаться дальше, не выполнив наши предыдущие договоренности», — подчеркнул он.
В общем, похоже, что на недавней встрече в Астане руководители Беларуси и Казахстана в какой-то мере скоординировали усилия.
Артподготовку к саммиту в Минске Лукашенко провел 21 октября, беседуя с редакторами стран СНГ: «Коль договорились, так давайте создавать реальную единую экономику и снимем эти изъятия. Скажем, захотели казахи прокачивать нефть в Белоруссию по общим трубам — одинаковый доступ. Хочет Казахстан поставлять свою продукцию в Белоруссию, Европу через железные дороги Казахстана, России, Белоруссии — одинаковые условия».
Понятно, что это апелляция прежде всего к российскому руководству. Ранее, на пресс-конференции 11 октября, Лукашенко конкретнее пояснил, чего он хочет от Кремля прежде всего: чтобы с 1 января 2014 года были сняты экспортные пошлины на нефтепродукты из российской нефти, которые Белоруссия прибыльно продает за пределы Таможенного союза. Иначе, мол, можем этот союз и не потянуть.
«Мы перечисляем в бюджет России за нефтепродукты, вывезенные на Запад, четыре миллиарда долларов. А если бы они остались в стране? Я бы построил здесь Эмираты», — красочно описал тогда перспективу белорусский официальный лидер.
Москва требует встречных уступок
Ну, на вторые Эмираты по соседству Россия сразу так вот не раскошелится, однако очевидно, что Путин вынужден уступать прессингу союзников.
«Мы понимаем, что для наших партнеров важно исключить вот эти изъятия, связанные с нефтепродуктами и нефтью и так далее. Мы готовы. Для нас это потери бюджета, но мы готовы это сделать», — заявил российский президент на пресс-конференции вечером 24 октября.
Однако он тут же отметил, что это одним махом не решишь: потребуется время и движение по согласованному плану. «Рассчитываем на то, что и партнеры пойдут нам навстречу, убирая те изъятия, которые для них, как они считают, важны», — добавил Путин.
Он согласен, что «нужно создавать равные условия», но подчеркивает, что это большая работа, причем «она должна быть с двусторонним движением. Должен быть компромисс».
В любом случае ожидать чудес от евразийской интеграции не приходится. Ведь объединяются «бедные, достаточно неразвитые технологически, переживающие кучу внутренних проблем страны», отметил в комментарии директор Центра европейской трансформации (Минск) Андрей Егоров.
К тому же, по его мнению, идет игра, в которой каждая из сторон пытается получить краткосрочные выгоды, в частности Белоруссия — обеспечить себе дешевые энергоносители, а Россия — удовлетворить свои политические амбиции.
«Пока Россия будет платить, Беларусь, наверное, будет изображать лояльность», — считает Егоров. Но при попытках Кремля выставить требования Минск сразу «занимает оборонительную позицию», а если вообще никаких выгод не будет видно, то «Белоруссия совершенно быстро и четко развернется в другую сторону».
Во всяком случае, очевидно, что только трясти российскую мошну не получится. И Минску, и Астане тоже придется чем-то жертвовать. В частности, российский президент подчеркнул: в договоре о создании Евразийского экономического союза (а проект документа президенты тройки намерены завизировать уже в мае будущего года), «должно быть четко прописано, что мы будем вести согласованную политику в ключевых сферах экономического регулирования».
Трудно представить, как Лукашенко, привыкший командовать правительством и Нацбанком, будет подчиняться неким установленным наднациональными органами параметрам экономического поведения. Хотя и заявлял размашисто на заседании 24 октября, что «не стоит опасаться передачи дополнительных полномочий на наднациональный уровень» и вообще «суверенитет не икона».
Благ на блюдечке не будет
Пока абсолютно не ясно, насколько затянется намеченный тремя президентами процесс ликвидации в перспективе изъятий и ограничений из общего режима Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В частности, доходы от пошлин на белорусские нефтепродукты предварительно предусмотрены в российском бюджете как минимум до 2016 года. Насколько готов Кремль жертвовать деньгами во имя успеха евразийского проекта? И насколько позволит делать широкие жесты отнюдь не блестящее состояние российской экономики?
«То, что Путин признал необходимость отмены изъятий в рамках Таможенного союза и ЕЭП, говорит, что эта тема теперь становится центральной в повестке дня евразийской интеграции», — сказал в комментарии Евгений Прейгерман, директор по исследованиям «Либерального клуба» (Минск).
По мнению аналитика, без какого-то прогресса по этой теме теперь сложно будет ожидать серьезного движения к Евразийскому экономическому союзу.
«В то же время какой-то конкретики относительно дат и последовательности действий по ликвидации изъятий мы не услышали. А услышали два важных пояснения от Путина: это потребует определенного времени, и партнеры должны пойти навстречу России. И эти пояснения могут вылиться еще во многие сложности», — считает Прейгерман.
В частности, предполагает эксперт, для Белоруссии здесь потенциально таятся такие неприятности, как требования со стороны Москвы обеспечить российскому бизнесу доступ к приватизации, форсировать создание совместных предприятий. Могут также обостриться вопросы субсидирования белорусского экспорта в Россию. Наконец, в перспективе для Минска грозит стать болезненной необходимость проводить единую макроэкономическую политику.
В общем, Путин пока скорее подвесил морковку для партнеров, чем преподнес им желанные блага на блюдечке.