В истории Рабочей партии Курдистана (РПК) говорится о роли многих стран. Однако по неизвестной причине Россия не часто возникает на повестке дня. Особенно с тех пор, как она вышла на передний план как поставщик природного газа. Между тем Советский Союз и его наследница Россия играли особую роль в создании, эволюции и деятельности РПК. Принимая также во внимание стратегические отношения с Сирией, можно утверждать, что в различные периоды пути этой тройки неизбежно пересекались.
Наследие Советов: отношения с РПК
Первая партийная программа Абдуллы Оджалана (Abdullah Öcalan) в духе холодной войны с особым восхвалением отзывается о Советском Союзе. Это понятная ситуация. С одной стороны, разделяемая и поддерживаемая марксистская идеология, но есть и другой, более существенный, момент. На самом деле для СССР в этих отношениях идеология не обладала чрезвычайным значением. Так, несмотря на новую «российскую» идентичность, эти отношения продолжаются.
Благодаря им Оджалан долгие годы живет в Сирии. В период воцарения холодной войны он является частью «опосредованной войны», которую ведет Восточный блок. В силу этого он даже в 1986 году в качестве официального приглашенного осуществляет двухдневный визит в Болгарию. По его собственному выражению, болгарская разведка принимает его с особыми почестями и вниманием. Визит совпадает с моментом, когда, набив 600 тысячами турок поезда, Тодор Живков высылает их в Турцию.
Конечно, визиты Оджалана этим не ограничиваются. На следующий год он посещает Восточный Берлин и Венгрию. Под контролем и под эгидой КГБ оба визита проходят продуктивно. Таким образом преодолевается кризис европейского фронта, возникший в РПК. Это типичные визиты периода холодной войны, организованные КГБ. К сожалению, «идеологический медовый месяц» длится недолго. Советский Союз претерпевает распад. Но новая Россия никогда не забывает старых «друзей» и не прерывает эти отношения.
Просьбы России и РПК
Первую цену этой дружбы РПК заплатила в 1992 году, когда, «хитро» нарушив режим прекращения огня, лишила жизни 33 безоружных солдат. С возникновением столкновений новая Россия считала необходимым дать посыл Турции, добившейся излишнего прогресса в отношениях с Азербайджаном, Средней Азией и Кавказом. Это была одновременно угроза за намерение Турции и Азербайджана проложить нефтепровод «Баку - Джейхан», что не могло не беспокоить Россию в энергетической сфере.
План сработал, и из-за вооруженных столкновений с РПК в течение последующих 10 лет строительство нефтепровода было невозможно. Тем временем Россия и Иран беспроблемно прокладывают свои трубопроводы в Турции. Они легко находят влиятельных «торговых партнеров». Проект «Баку - Джейхан» удается реализовать только спустя 10 лет, причем вне территории «фантомного Курдистана».
Выдворенный из Сирии в октябре 1998 года Оджалан в течение непродолжительного времени находится в России. На этот раз Россия не слишком любезна. Конечно, такая позиция создает некоторый холод в отношениях «старых друзей». Однако обе стороны осознают, что их связь основана не на чувствах, а на интересах.
Накануне войны в Грузии в 2008 году Россия обращается к РПК с просьбой о небольшом одолжении. Незадолго до начала войны на трубопроводе «Баку - Джейхан» происходит взрыв, близ турецкого города Эрзинджан. Хотя местные власти заявляют о том, что причина состоит в «технической неисправности», это узкопрактический сигнал России, который был дан с помощью РПК. И пока в Грузии продолжается оккупация, России не приходится уничтожать участок трубопровода, который проходит через грузинские территории.
Что все это означает? Действительно, в последние годы сирийский кризис столкнул Турцию и Россию лицом к лицу. Если принимать во внимание российский пассажирский самолет, который был принудительно посажен Турцией в Эсенбога, имеющих российское гражданство мусульманских боевиков в Сирии, поставки природного газа в Северном Ираке и отношения с Асадом, становится очевидной польза обращения к истории.
Сегодня не только Россия, но и многие другие в память о старых добрых временах могут вновь попросить РПК об услуге. В то время как один из лидеров РПК Джемиль Байык (Cemil Bayık) уже заявил о готовности: «Или они согласятся с необходимостью проведения глубоких и осмысленных переговоров с курдским движением, или в Турции вспыхнет гражданская война».