Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Не секрет, что украинское общество расколото на две большие половины: проукраинскую и скрыто или открыто пророссийскую. Все социологические опросы по важным принципиальным вопросам государственного строительства и создания нации на Украине подтверждают это.

Не секрет, что украинское общество расколото на две большие половины: проукраинскую и скрыто или открыто пророссийскую. Все социологические опросы по важным принципиальным вопросам государственного строительства и создания нации на Украине подтверждают это.

Миллионы украинцев высказываются и поддерживают тенденции и политиков, которые ориентируются на генеральное сотрудничество с Российской Федерацией, которые тоскуют по советским традициям и действуют в стереотипах поведения советского человека, которые реально живут в пространстве русского языка и культуры.

Как бы это печально ни звучало, но эти две Украины мало сходятся и сегодня. В плане единой национальной парадигмы ценностей и идеалов украинское общество еще очень отличается в своих стратегических ориентациях. Это же подтверждают выбор между ЕС и Россией и выбор партий различными регионами.

Украинское общество кардинально отличается от общества стран Европы, Балтии, и в то же время очень похоже на общество вроде Белоруссии и Молдавии из-за одного решающего фактора: наличия в нем огромной политической ностальгии по прошлому, то есть по СССР, которую в основном выражает собственно русская или крайне русифицированная составляющая нашего социума. То же самое происходит в Молдавии и Белоруссии.

Миллионы украинских граждан живут мифологическими воспоминаниями о былом величии и стабильности «потерянной страны», глубоко чувствуют ее главное героическое событие – «Великую Отечественную войну», являются очень привязанными к русской культуре и реально не выходили из пространства русского языка.

Эта привязанность, эти мифы и стереотипы уважения являются существенным препятствием для приближения к настоящему украинскому национальному сознанию и нормальному гражданскому патриотическому поведению.

Понятно, что колоссальным фактором удержания постсоветского сознания на постсоветском пространстве является информационная политика, усиленная и целенаправленная пропаганда России, которую сейчас остановить невозможно. Но такой пропаганде и информационной войне можно противодействовать, если проявить ответственность и организованность.

Здесь апеллирую, прежде всего, к руководящим слоям патриотических политических партий, руководителям научных учреждений и университетов, к культурным элитам Украины.

Имею в виду конкретные шаги, которые мы совместно можем сделать.

Центральной проблемой разделения украинского общества, на мой взгляд, является отсутствие конструктивного диалога между его частями.

Сейчас мы наблюдаем определенное окостенение, условно говоря, Запада и Востока Украины в своих принципах, культурных предпочтениях, тенденциях развития.

Как выразился один политик, «вы уважайте своих героев, а мы будем уважать своих». Посему в одной части страны ставятся памятники Бандере и героям ОУН-УПА, а в другой – героям советской эпохи, от чекистов до стахановцев. Понятно, что такой подход делает невозможным выработку одной парадигмы национальных принципов в ближайшем будущем.

В такой ситуации, сформировавшейся уже в начале 1990-х годов, со стороны патриотических элит нужна была конкретная, выверенная и продуманная тактика и стратегия охвата пророссийской части общества национальной пропагандой, дискредитация в ней неприятия всего украинского, выработки системной программы по преодолению украинофобии при специфике конкретных регионов.

Вместо этого украинские элиты возомнили, что пророссийская часть постепенно украинизируется в стихийных вихрях глобальных политических изменений и... просчитались.

В то же время, как мы это видим по нынешней победе на выборах Партии регионов, пророссийские элиты Востока Украины оказались организованными, рациональными и прагматичными. Хотя, безусловно, надо учитывать и промышленно-финансовые преимущества Востока страны, которые оказались в руках весьма предприимчивых и властолюбивых людей.

Недавно я увидел в магазине интересно написанную книгу «История России», которую подготовил коллектив авторов из Киевского университета. Ее оригинальность заключалась в том, что история России была изложена без великодержавных российских мифов.

То есть без общей колыбели – Киевской Руси, без православного фанатизма, без оправдания российских завоеваний, без приобщения к русской фрагментов украинской истории, без, в целом, неосуждаемой оценки большевиков и их преступлений, без экзальтации в рассказах про все же Вторую мировую войну, а не Великую Отечественную т.п..

Мне подумалось: почему такая книга появилась только на 23-м году независимости Украины? И почему рядом нет такой же, но на русском языке?

Теперь, объяснив сущность проблемы, поставлю несколько риторических вопросов.

Сколько на Украине создано документальных фильмов о преступлениях российского тоталитаризма / большевизма – но с учетом специфики мышления пророссийской общественной массы?

Или хоть попытались ли мы издавать регулярный журнал, посвященный теме российско-украинского взаимопонимания?

Хоть одно научное учреждение на Украине имеет подобные планы деятельности и творчества, которые реализовал Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко?

Часто ли проводятся у нас круглые столы политологического, исторического, культурологического содержания на телевидении или в ведущих университетах, посвященные анализу острых углов современной неототалитарной российской политики, прошлой весьма неоднозначной имперской истории, специфике российских культурных мифов?

Понятно, что о чем-либо подобном специально не пишут украинские газеты и не предоставляют такую информацию сайты.

Украинские элиты больше рассчитывали на сочувствие, на понимание, но по своей истории и разрушенной культуры в разговоре с пророссийской частью. Мол, а посмотрите, какая у нас трагическая история, сколько мы намучились в безгосударственности, а посочувствуйте нашей культуре, которая не смогла полноценно развиться под гнетом чужих империй.

Напомню, что сострадание – это кратковременная эмоция. В его потоке человек, а тем более крупная общественная масса, долго не может жить. Поэтому все сочувствие россиян к украинцам легко развеялось ветрами суровой современности.

Остались только привычки и стереотипы, в которых и живем.

Сегодня важно понять, что тоталитарное, имперское сознание, которое вырастает из исторических традиций российского общества, это крепкая твердыня неприятия украинской идентичности. До тех пор, пока она не будет разбита, разломана, до тех пор все волны украинизации будут разбиваться о гордыню и агрессивность людей с неоимперским мышлением.

Пока невозможно стимулировать процессы переосмысления тоталитаризма в России, однако их можно начать на Украине.

Каждый день в информационном пространстве Украины должны пробиваться новые и новые струи с аргументированной, взвешенной и правдивой критикой сталинизма во всех его ипостасях, критикой псевдомифов Великой Отечественной войны, коммунистических «успехов» и провалов, имперской психологии и так далее.

Только такое государственное идеологически всеобъемлющее наступление на тоталитаризм в памяти части украинцев может кардинально изменить ситуацию на Украине. И даже очень желательно, чтобы большинство его акций дублировались на русском языке.

Органической составляющей российского тоталитаризма был традиционный русский шовинизм и великодержавие.

Поэтому нужно понять, что без аналитического расщепления идеологии шовинизма не может быть прогресса в деле перестройки ментальности и сознания пророссийской части нашего общества.

Однако вышла ли до сих пор на Украине хоть одна политологическая книга с названием и проблематикой про шовинизм? – Нет.

Мы боимся называть вещи своими именами. И одновременно хотим, чтобы эти вещи сами по себе менялись. Здесь почти как в области физики: неощутимая и неопределенная вещь не поддается влиянию.

А влиять надо... 

 

Перевод: Антон Ефремов