Тот факт, что население Японии продолжает сокращаться, не удивляет тех, кто следит за Азией. Однако масштабы такого сокращения и его последствия отражаются не только на экономике этой страны. Согласно данным государственной японской статистики, население страны к 2060 году уменьшится на треть. Это очень серьезный показатель для третьей экономики в мире. Перепись населения в Японии показала, что при нынешних условиях его численность сократится с сегодняшних 128 миллионов человек до 87 миллионов в 2060 году. Если смотреть на эти цифры в сопоставлении, то получается следующая картина: в 2010 году Япония занимала десятое место в мире по численности населения, а через полвека она с трудом попадет в первую двадцатку.
Такому спаду демографических показателей способствует целый ряд факторов, в том числе, одни из самых низких в мире показатели рождаемости, быстро стареющее население и неспособность обеспечить рост за счет таких средств, которые не вызывали бы в Японии споры и противоречия (а увеличение иммиграции и структурные изменения в целях создания стимулов женщинам для деторождения порождают весьма активные дискуссии). Главные проблемы, возникающие из такой демографической действительности, носят экономический характер. Доля Японии в мировом ВВП в предстоящие годы будет сокращаться вопреки значительным размерам ее рынка. И это будет сопровождаться непрерывным ростом в Китае и в других азиатских странах с бурно развивающейся экономикой, таких как Индия, Вьетнам и Индонезия.
Экономические последствия демографии могут оказаться чрезвычайно мрачными для геополитического будущего Японии – как в регионе, так и в целом в мире. В опубликованном недавно докладе исследовательской организации «Национальное бюро азиатских исследований» (National Bureau of Asian Research) отмечается: «Стареющее и уменьшающееся население Японии дает повод для озабоченности как в самой Японии, так и во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом». А поскольку экономические перспективы страны становятся все менее радужными, возрастает возможность того, что ей все чаще будут бросать вызов соседи, такие как Китай, Россия и Южная Корея, которые почувствуют себя намного увереннее в своих территориальных спорах с Токио.
Однако геополитическим позициям Японии, а также ее альянсу с США в ближайшее время не грозит опасность серьезных изменений. Последствия прогнозируемых демографических сдвигов скорее всего будут проявляться постепенно, в большей степени походя на благотворный и медленный спад. Но даже при таком сценарии система безопасности Японии столкнется со значительными трудностями, поскольку население страны и реальные цифры ВВП будут уменьшаться. Военные расходы в Японии традиционно составляют один процент от ВВП благодаря тому зонтику безопасности, который раскрыл над ней Вашингтон, однако новые угрозы в Восточной Азии требуют новых подходов.
На самом деле, японский премьер-министр Синдзо Абэ уже заметил этот недостаток и призвал увеличить военные расходы в 2014 году до 3%. Значительная часть этих увеличений должна пойти на совершенствование систем слежения и разведки, а также на укрепление обороны островов Сенкаку с их японской администрацией. Повышение внимания Японии к военным расходам на силы самообороны это вещь необходимая, но таких мер недостаточно, и они вряд ли изменят планы Китая в Восточно-Китайском море, куда он ежедневно посылает свои корабли, которые курсируют вокруг спорных островов. И эта тенденция в ближайшей и дальнейшей перспективе вряд ли претерпит изменения. Как очень метко подметил на недавней конференции по вопросам японской демографии Ричард Кац (Richard Katz), «район этот становится все более неспокойным, и мне кажется, что политики будут все активнее выступать за укрепление береговой охраны и систем противоракетной обороны. А сделать из Китая ответственного и заинтересованного игрока без мощной и активной Японии будет гораздо труднее. Япония должна и дальше оставаться частью центра силы, не позволяя Китаю в одиночестве превращаться в такой центр».
Но в этом вопросе демографическая нагрузка дает о себе знать сильнее всего. Поскольку все больше увеличиваются пенсионные потребности стареющего японского населения, численность которого постоянно возрастает, руководство страны встает перед трудным выбором и будет вынуждено и дальше корректировать государственные расходы, изыскивая средства на пенсии. Хотя военные расходы Японии в относительном выражении минимальны, в реальном выражении они все равно значительны. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), ассигнования Японии на оборону в 2013 году составили почти 60 миллиардов долларов. Самые современные и передовые силы и средства японских вооруженных сил, особенно в ВМС, это результат крупных реальных расходов. Продолжительный спад в экономике постепенно приведет к тому, что силы самообороны уже не смогут реагировать на новые вызовы в регионе. Иными словами, восприятие региональных угроз и возможности по закупкам техники и оружия в будущем пойдут разными путями.
Такие непростые перспективы усиливают зависимость Японии от альянса с США в деле защиты японских интересов и безопасности. Администрация Абэ не скрывает этого и проводит активные переговоры и обмены с Вашингтоном на высоком уровне по вопросам безопасности и обороны. Важную роль в этом деле играет Американо-Японский консультативный комитет по безопасности, в рамках которого министры обороны и иностранных дел двух стран провели в этом месяце совещание в Токио. Последняя встреча в формате 2+2 привела к тому, что Япония обязалась погасить треть затрат на переброску американских морских пехотинцев с Окинавы на Гуам. США, со своей стороны, взяли на себя обязательство направить в Японию морские патрульные самолеты P-8 и истребители-бомбардировщики F-35B, чтобы доказать свою решимость и дальше проводить стратегию сдерживания у Японских островов.
Таким образом, уменьшение негативных последствий от японских демографических тенденций важно не только для сохранения конкурентоспособности экономики Японии, но и для ее геополитических позиций в Восточной Азии. Решение проблемы потребует новаторских подходов и объективной оценки таких важнейших движущих сил, как производительность труда, пенсионный возраст, иммиграция квалифицированных рабочих и роль женщин на рынке труда.
Джонатан Беркшир Миллер – сопредседатель Японо-Корейской рабочей группы при Тихоокеанском форуме Центра стратегических и международных исследований (CSIS).