Идея о том, что Россия попала в демографическую спираль смерти, довольно прочна и долговечна. Только за последний месяц появилось несколько резонансных аналитических материалов, авторы которых утверждают, что Россия гибнет и быстро превращается в общество, где господствуют мусульмане. В прошлом были и другие публикации такой же тревожной направленности с описанием негативных демографических тенденций в России. Хотя российская демография это не самая популярная в мире тема, позиция истэблишмента заключается в том, что она приближается к краю пропасти, и что остановить этот процесс невозможно.
За последние несколько недель удивительно большое внимание средств массовой информации привлекли к себе Япония и ее демографические проблемы. Увлекательная статья в Guardian о сексуальном безразличии японской молодежи получила огромную известность, и на эту тему появилось множество материалов в ее развитие, например, в издании Slate. Благодаря в основном этой статье и тысячам отзывов и ретвитов, мой аккаунт в Твиттере переполнился демографической темой настолько, что я такого не припомню. Людей действительно привлекает идея о том, что какая-то страна неотвратимо начала движение вниз. Гидеон Рахман (Gideon Rachman) тоже написал недавно на страницах Financial Times о демографических и экономических страданиях Японии, отметив, что эта страна показывает тревожный пример того, как будут в будущем выглядеть богатые общества с низкой рождаемостью.
Практически все соглашаются с тем, что Япония попала в демографическую спираль смерти. Есть разногласия относительно ее воздействия на японскую экономику, внутреннюю и внешнюю политику, однако наблюдаемые там тенденции неумолимо движутся в настолько негативном направлении и настолько долго, что изменить их никак невозможно. Японское население в предстоящие годы будет быстро сокращаться. И точка.
На что похожа эта спираль смерти? Пожалуй, самый простой и интуитивно правильный способ понять это состоит в изучении обычных показателей рождаемости. А здесь между Японией и Россией есть существенные различия.
Взглянув на статистику, понимаешь, что я Японии практически непрерывный спад наблюдается с начала 1970-х годов. В России ситуация иная. Рождаемость там увеличивалась все 1970-е и в начале 1980-х годов, достигнув пика в 1987 году. Когда произошел политический и экономический развал Советского Союза, рождаемость в стране резко упала, достигнув самой низкой точки в 1999 году. Однако с 2000 году Япония и Россия начали двигаться по разным траекториям: в Японии рождаемость снизилась примерно на 14%, а вот в России увеличилась примерно на 50%.
Все это отнюдь не говорит о том, что ситуация с демографией в России прекрасная, или что России не грозят никакие демографические проблемы. Более благоприятные долгосрочные показатели по демографии, чем в Японии, это исключительно низкая планка, которую легко преодолеть. Совершенно очевидно и несомненно то, что стареющее население России будет создавать серьезные проблемы. В стране ведутся открытые и честные дебаты о том, насколько серьезны эти проблемы. И хотя я относительно оптимистично смотрю на вещи, можно с уверенностью говорить о том, что международные позиции России будут значительно ослабевать.
Единственное, что я пытаюсь доказать, в отличие от многочисленных публикуемых материалов, это то, что Россия не попала в демографическую спираль смерти. И понять это можно, сравнив ее с Японией, увидев, насколько отличаются друг от друга эти страны, и убедившись в том, что в тисках демографической спирали смерти на самом деле находится Япония.