Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Решение о присоединении к Таможенному союзу заставил Армению принять ЕС – своим упорным желанием лишить Армению суверенитета

Эксклюзивное интервью «Аравот» с советником президента РФ Сергеем Глазьевым

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия не принуждает, Россия сотрудничает с Арменией. Практически на протяжении всей новейшей истории в плане долгосрочного и стабильного стратегического сотрудничества каких-либо опасений или беспокойства не было. Проблема в формулировках этих отношений.

«Армения является страной-наблюдателем в Евразийском союзе и имеет возможность присоединиться к этому процессу. Существование общей границы при таких обстоятельствах является необязательным условием. Мы имеем пример Калининграда, с которым также не имеем общей границы. Можно создать такую таможенную зону, чтобы Армения стала частью этого проекта. Но это, так сказать, вопрос выбора Армении. Мы пока что от Армении не имеем какой-либо заявки», – такое мнение высказал в интервью годичной давности (11.10.2012) бывший ответственный секретарь Таможенного союза, советник президента России Сергей Глазьев, говоря о членстве Армении в Таможенном и Евразийском союзе.
 
В то время, однако, господин Глазьев высказал мнение, что для Армении этот вопрос не является требованием дня. Тогда как в итоге неожиданных процессов президент Армении Серж Саргсян 3 сентября с.г. после встречи в Москве с президентом РФ Владимиром Путиным заявил, что Армения желает стать членом Таможенного союза. И сегодня судьба переговоров по Ассоциированию с ЕС и созданию Глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли остается неясной. На состоявшемся на днях греческом острове Родос форуме «Диалог цивилизаций», в котором принял участие также и господин Глазьев, «Аравот» попытался получить у высокопоставленного российского чиновника ответы на некоторые вопросы. Кстати, напомним, что недавно повторно сделанное господином Глазьевым сравнение с Калининградской областью вызвало в Армении большой шум.
 
– Господин Глазьев, что изменилось за один год в армяно-российских отношениях или, может, в геополитических процессах, что РФ заставила Армению принять такое поспешное решение?
– Россия не принуждает, Россия сотрудничает с Арменией. Практически на протяжении всей новейшей истории в плане долгосрочного и стабильного стратегического сотрудничества каких-либо опасений или беспокойства не было. Проблема в формулировках этих отношений. Мы публично не говорили о членстве Армении в Евразийском союзе, так как юридически, чтобы стать членом Таможенного союза, данная страна должна быть полноценным членом Евразийского экономического сообщества. Так построены наши документы. Армения, являясь страной-наблюдателем ЕврАзЭС, активно участвует в различных программах в антикризисном фонде – в центре высоких технологий, в других международных программах. И в том контексте, что Армения не имеет общей таможенной границы, вопрос о том, насколько эффективным будет присоединение Армении к общей таможенной территории, обсуждался довольно много. Были разные оценки. Общая уверенность экспертов концентрируется на том, что, да, Армения может составить часть общей территории Таможенного союза, но большого экономического эффекта от этого ждать не следует. У нас и без того существует свободная торговля – без таможенных пошлин, и в этом смысле ликвидация таможенных проверок могла бы сыграть большую роль, если бы была общая таможенная граница. Поскольку ее нет, как в случае с Калининградской областью, поэтому какая-то таможенная проверка будет.
 
В последнее время, как Вы знаете, ведутся работы по созданию Евразийского экономического союза, и в границах этого союза будут действовать соглашения, касающиеся общего экономического пространства, и здесь Армения имеет большую заинтересованность. Единое экономическое пространство дает возможность получать газ по внутренним рыночным ценам Таможенного союза. То есть, Армении гарантируется постоянное и гарантированное обеспечение дешевыми газовыми ресурсами. В общем Евразийском экономическом пространстве не будут действовать экспортные пошлины, поэтому нефть и нефтепродукты будут предоставляться Армении без таможенных пошлин. То же самое касается электроэнергии и общего рынка транспортных услуг. И, наконец, широкие возможности нам дает также улучшение отношений с Грузией, потому что открываются варианты приближения в географическом смысле, и одновременно решается ряд проблем, существующих на Кавказе.
 
Еще одним дополнительным фактором стало давление на Армению со стороны ЕС – с целью интеграции Армении с Евросоюзом. На практике Армении предлагалось стать вагоном ЕС – на дискриминационных условиях, как в случае с Украиной, отдав все права на принятие решений Брюсселю и затем просто исполнять директивы Брюсселя – взамен тех функций, которые мы предоставили Таможенному союзу. То есть, не мы толкнули Армению на принятие решения о членстве в Таможенном союзе, а Европейский союз – своим упорным желанием лишить Армению суверенитета. Чтобы сохранить независимость и сбалансированные отношения с РФ, президент Армении был вынужден под этим давлением принять политическое решение.

Председатель Европейского совета Херман Ван Ромпёй и президент Армении Серж Саргсян, архивное фото

 
– В Армении прозвучала противоположная критика, в которой говорилось, что став членом Таможенного союза, Армения теряет свой суверенитет.
– Подобные разговоры обычно ведут люди, которые желают затащить соответствующую страну в Евросоюз. Мы прошли несколько циклов таких разговоров с Украиной. Сначала, когда Украина участвовала в переговорах по созданию общего экономического пространства, многие говорили, что это лишит Украину суверенитета. Затем эти же люди, которые говорили нам о суверенитете, вдруг решили отдать весь суверенитет Брюсселю. То есть, это говорит о несостоятельности подобных заявлений. Обычно с критикой в наш адрес выступают те люди, которые желают затащить ту или иную страну под господство Евросоюза или НАТО.
 
В действительности система принятия решений в Таможенном союзе гарантирует России, Белоруссии и Казахстану сохранение суверенитета, потому что хотя многие торгово-производственные отношения и регулируются со стороны наднациональной организации – Евразийского экономического комитета, в этом же самом комитете все страны представлены на равных условиях – в коллегию комитета включены по три человека. Кроме того, действует Совет комитета – высший орган, где решения принимаются по принципу консенсуса. Наконец, есть Высший Евразийский экономический совет, который тоже действует по принципу консенсуса и может аннулировать любое решение Евразийского экономического комитета. То есть, все страны имеют равные права. Хотя РФ в экономическом плане и играет доминантную роль, тем не менее, все страны имеют одинаковое количество голосов. Все страны имеют право вето, причем, это право может применяться на трех уровнях принятия решений. Отмечу, что наднациональным органом уже принято около 1500 решений и все – консенсусом. Произошел один случай, когда было решено аннулировать антидемпинговую таможенную пошлину на комбайны – по требованию правительства Казахстана. То есть, система работы здесь обеспечивает суверенитет каждого государства. А то, что предлагается Армении со стороны ЕС в рамках Соглашения по Ассоциации, слепо выполнять директивы Европейского союза, не имея никакой возможности каким-либо образом воздействовать на принятие этих директив, согласовать законодательное поле с ЕС, и должен быть также сформирован наднациональный комитет, частично состоящий из представителей ЕС, частично – Армении, с которым все надо будет согласовывать. То есть, Армения уже не сможет быть партнером ни Таможенного союза, ни Евразийского союза, ни членом Евразийского единого экономического пространства.
 
Причем, в этом случае Армения не получит каких-либо преимуществ, а те льготные условия, которые предлагаем мы, в этом случае будут объявлены аннулированными. А значит, если мы сравним сохранение степени суверенитета в том или ином варианте интеграции, очевидно, что войдя в Таможенный союз, Армения сохраняет самостоятельность и имеет возможность не позволить  принятие какого-либо решения, которое противоречит ее интересам, а в ЕС будет диктатура Брюсселя.
 
– Армения четыре года вела переговоры с ЕС, казалось, все идет нормально, переговаривающиеся стороны довольны, и вдруг 3 сентября неожиданно для всех звучит московское заявление президента Армении. Не согласны ли Вы с тем, что все произошло неожиданно и выглядит подозрительно?
– Неожиданно, потому что люди не читали текст Соглашения об Ассоциации Армении с ЕС. Тот же вариант и с Украиной – текст держался в тайне, и никто его не видел. Никому этот текст не показывали – ни армянскому народу, ни деловому сектору, ни нам. А на сайте структуры Евразийского единого пространства опубликована вся договорно-правовая база Таможенного союза, доступны все договоры, и все очень просто: чтобы стать членом Таможенного союза, Армения всего лишь должна присоединиться к этому договору, после чего начнутся работы по составлению соответствующей дорожной карты и соответствующего графика.

 
– Ваше известное сравнение с Калининградской областью в Армении было воспринято неоднозначно, если не сказать – вызвало довольно большое противодействие. Почему Вы привели именно этот пример? В Армении в этом видят тенденцию.
– Здесь нет проблемы суверенности. Пример Калининградской области носит исключительно условный характер – по части отсутствия общей границы. Если Армения входит в Таможенный союз, получается общее таможенное пространство, где Армения становится островком, не имеющим общей границы. Калининградская область в другом статусе, она часть РФ, но вместе с РФ она становится частью единого таможенного пространства. Это та часть общего Таможенного союза, которая не имеет с ней общей границы – так же, как не имеет Армения. Но это сравнение вовсе не имеет целью международные проявления. Армения - суверенное государство, Калининградская область – часть РФ, и сравнение здесь имеет чисто техническое значение, в том смысле, что можно иметь общую таможенную границу, не имея общей географической. Это техническое сравнение вовсе не имеет целью сопоставлять суверенное государство и область.
 
– Премьер-министр Армении, как известно, был против членства Армении в Таможенном союзе, а затем и в Евразийском союзе, и во всех прошлогодних публичных выступлениях приводил пример хотя бы того же отсутствия общей границы, что, по его утверждению, делает такое сотрудничество неэффективным. Как известно, после московского заявления президента Саргсяна премьер-министр Тигран Саркисян не представил заявления об отставке. Как Вы намерены работать с должностным лицом, которое было принципиально против членства Армении в такой структуре?
– Я с большим уважением отношусь к премьер-министру Армении, но посоветовал бы ему внимательно прочитать то соглашение, которое он хотел подписать с ЕС. Как я уже сказал, в Соглашении об Ассоциации Армении с ЕС написано не только то, что Армения будет выполнять распоряжения Евросоюза – в сфере технического, санитарного, животноводческого, торгового урегулирования, но написано даже, что Армения должна соблюдать критерии в сфере рыболовства, в морской сфере и т.д. То есть, армянские переговорщики даже не потрудились прочитать тексты, в которых остались подобные хвосты от аналогичных договоров из подписанных ЕС и Арабскими странами документов, с которыми ЕС имеет общий залив в Средиземном море.
 
Почему я это говорю? Потому что в Армении не проанализировали должным образом проект Соглашения об Ассоциации с ЕС.
 
– А каким образом будет разрешена проблема Нагорно-Карабахской Республики? Сегодня в Армении много обсуждается вопрос, где будут установлены таможенные пункты.
– Я думаю, что ситуация останется такой, как сейчас. Есть там сейчас таможенные пункты или нет? Если на армяно-карабахской границе сейчас нет таможенных пунктов, то их и не будет. Это внутренняя проблема Армении. Та проблема, которая существует между Арменией и Азербайджаном – по части требований Азербайджана, деятельность Таможенного союза не распространяется на геополитические вопросы. Как я уже сказал, поскольку у нас нет общей границы с Арменией, все равно, в рамках Таможенного союза мы вынуждены проводить мониторинг ввозимых из Армении в РФ товаров, а Армения должна проводить мониторинг товаров, ввозимых из РФ, Белоруссии и Казахстана, просто должна следить за тем, чтобы эти товары соответствовали стандартам производства. А то, что находится внутри, это исключительное право Армении, мы не включаем таможенные пункты в компетенцию Таможенного союза. Действующие внутри, национальные таможни остаются и действуют в рамках национальных законов об урегулировании деятельности таможен. Государственная служба остается, и потому таможенники и пограничники Армении как стоят, так и останутся. Тот режим, который существует с Карабахом, никак не связан с членством Армении в Таможенном союзе.
 
– Вы утверждаете, что давления на Армению со стороны РФ в вопросе членства в Таможенном союзе не было, но в случае с Украиной оно более чем очевидно.
– Я бы не сказал, просто так преподносится, что со стороны РФ оказывается давление. Мы просто предупреждаем наших украинских партнеров, какими будут последствия подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС. Мы не запугиваем их, не ставим предусловий, просто говорим, что если вы подарите ваш суверенитет Брюсселю, то не сможете быть нам партнерами – с исходящими из этого последствиями: мы прекратим доверять вам в сфере производства товаров, так как вы подчиняетесь Брюсселю, мы будем вынуждены проводить более жесткий противоэпидемиологический контроль на продукцию животноводства, так как вы без контроля будете ввозить европейскую сельхозпродукцию и т.д. Это несравнимо с тем огромным давлением, которое оказывают на Украину США и ЕС. Посол США не перестает пугать Украину, что она должна стать членом ЕС, Янукович вынужден каждую неделю принимать европейских комиссаров. Еврочиновники вообще не покидают Украину, они находятся там постоянно. Очень активно «обрабатывают» политических деятелей Украины и европейские послы. То есть, запугивание, скорее всего, есть с их стороны.