Чтобы увидеть, к чему пришла Турецкая Республика в свои 90 лет, достаточно взглянуть на первые полосы газет: «Новый “Шелковый путь” мира: Пышная церемония открытия ознаменует введение в эксплуатацию проекта "Мармарай”, который соединит Пекин и Лондон» (Sabah); «Межконтинентальный порыв ветра. Путь с одного материка на другой занимает четыре минуты» (Habertürk); «Самое надежное строение Стамбула за несколько часов до открытия. Свершилось чудо» (Milliyet); «Мармарай - уникальный в мире проект», «Команда Hürriyet в Мармарае. 60 фарсах под Босфором» (Hürriyet); «Завтра мир сможет воспользоваться Мармараем. 150-летняя мечта Стамбула стала явью» (Taraf).
Идея редакции газеты Taraf была развита в Akşam: «Султанская переправа через Босфор. «Мармарай». В рамках одного из крупнейших проектов мира, который 150 лет назад мечтал начать султан Абдул-Хамид II, накануне был осуществлен первый рейс. С помощью тоннеля, церемония открытия которого состоится 29 октября, в день 90-й годовщины основания Турецкой Республики при участии президента Гюля и премьер-министра Эрдогана добраться из Азии в Европу можно будет за 4 минуты…»
На мой взгляд, «султанская переправа» - самый символичный эпитет, обобщающий все то, к чему пришла республика.
90 лет… Далеко ли шли, близко ли шли, вперед ли, назад ли… В конце тоннеля, проложенного на глубине 60 фарсах под землей (персидская мера длины, обычно расстояние, которое проходит караван до очередного привала, равная около 5 км; действительная глубина прокладки подбосфорной части тоннеля составляет 60 м - прим.пер.), мы пришли к «султанской переправе»! 90-летие республики отмечается открытием «султанской переправы»! Но, простите, разве республика не была режимом избавления от тех самых «султанов»?
Меня охватывают сомнения – я открываю Wikipedia. В переводе с латинского res publica означает «общее дело». Это понятие предполагает приобретение неким сообществом права быть народом и обозначает форму государственного правления, противоположную монархии.
В Wikipedia на английском языке тема республики раскрыта более подробно. Но и там проводится мысль о том, что «общее определение республики исключает короля, султана, властелина».
Иными словами, при том, что основной момент такого явления, как республика, и вся ее история резюмируется в терминах «избавления от безапелляционно повелевающих господ», проект, презентуемый по случаю празднования 90-летия республики, практически приобретает святость через «султанскую переправу» Гюля и Эрдогана.
Пропаганда и «тягучее масло» не перестают проходить сквозной линией в газетах. Даже самые грамотные, посмотревшие мир авторы изобретают выходящие за всевозможные пределы оды, воспевая проект под заголовком «Marmaray Cool». Причем создается впечатление, что речь идет о спутнике, который запускается в космическое пространство! Но, нет, цивилизация - не «Мармарай», цивилизация - это женщина.
Продолжая просматривать первые полосы газет, рядом с заголовком ««Мармарай» - султанская переправа» в сопровождении фотографий на тему 90-летней годовщины основания республики мы встречаем такие сообщения: «Историческое решение: они будут входить в здание Великого национального собрания Турции в платках» (Yeni Şafak); «Впервые свобода ношения платка в парламенте… Немусульмане тоже предпочитают дозволенную религией пищу» (Star); «Мы будем защищать даже права атеистов» (Vatan).
Наряду с такого рода новостями, из которых следует, будто верховный хан или величественный султан, самостоятельно принимающий решение о том, чьи права будут защищены, нам попадаются и такие заголовки: «В столовой лицея введено разделение по половому признаку. В профессиональном лицее торговой палаты Стамбула (Кягытхане) обслуживание юношей и девушек будет происходить в разных отделах» (Sol).
Лицей находится в центре Стамбула, через который пройдет «чудодейственный тоннель» под Босфором, и эта мера стала последним звеном цепи набирающих в настоящее время силу нововведений, направленных на воссоздание женской и мужской половин.
«Группа учениц получила дисциплинарный выговор за присутствие на занятиях в юбке… Вслед за запретом перемещения учащихся юношей и девушек одновременно по одной лестнице, а также ношением юбок в одном из лицеев Антальи, введен новый запрет: категорически не разрешать девушкам входить в столовую лицея, назначить преподавателя, который будет контролировать соблюдение этой нормы. Такая установка была дана директором национального образования в одном из ильче (административная единица) в Диярбакыре…»
Не проходит и дня, чтобы мы не столкнулись с подобными сообщениями.
Из всех утраченных достижений республики этот ужасающий системный регресс в вопросе прав женщин тревожит и ранит меня в наибольшей степени. Если одним из смыслов республики было избавление от «угнетения султана», то другое значение состояло в открытии для женщин пути к свободе и равноправному гражданству.
Сегодня же под названием «свобода» в ход вступают лишь меры по возвращению к затворничеству женщин, а окончательной целью политики затворничества является разделение общества на женскую и мужскую половины. Как следствие, объем гражданских прав постоянно сужается.
Это не личностная, а объективная оценка, приведенная в докладе о гендерном разрыве, ежегодно публикуемом Всемирным экономическим форумом. В этих отчетах можно наблюдать, как Турция регулярно входит в число стран, находящихся в авангарде гендерного неравенства и враждебно относящихся к женщине.
Те, кто видит в «Мармарае» цивилизацию, забывают о том, что без женщины цивилизация невозможна.
С днем 90-летия Республики!