Закат эпохи Саакашвили в Грузии не может не радовать Владимира Путина. Он не доверяет Европе и постепенно восстанавливает сферу влияния России. И стремится сформировать Евразийский союз, который призван стать противовесом Китаю.
У Владимира Путина есть все причины для радости. Победа Георгия Маргвелашвили на выборах президента Грузии 27 октября положила конец карьере кипучего Михаила Саакашвили, который всегда руководствовался стремленим дистанцироваться (наивно и довольно неловко) от соседней России.
Маргвелашвили не только обошел своего заклятого врага предшественника с большим отрывом, но и, пообещал во время кампании снизить накал страстей в отношениях с Москвой.
Двойной удар для Михаила, который регулярно подвергается нападкам после наступления грузинской армии в Южной Осетии в августе 2008 года: отдав такое распоряжение, он слепо шагнул прямо в расставленный Путиным капкан.
Маргвелашвили — философ без опыта в политике, который к тому же малоизвестен широкой публике. Но именно такой человек и был нужен его покровителю, бывшему премьер-министру Бидзине Иванишвили, который нанес смертельный удар Саакашвили.
Для Кремля Иванишвили — идеальный сторонник. Этот олигарх заработал деньги в России, обладает самым большим в стране состоянием, поддерживает прекрасные отношения с российским коллегами, размахивает флагом грузинского национализма и предлагает развивать экономику без ущерба для интересов Москвы.
Безупречная схема по мнению Путина, у окружения которого есть все причины для веселья: раньше все потешались над фотографией закусившего галстук затравленного Саакашвили, а сейчас смеются над привычкой Маргвелашвили вязать носки.
Два снимка, одни реалии: путинская Россия быстрыми темпами восстанавливает существовавшую со времен Екатерины II до распада СССР сферу влияния, которая включает в себя огромную массу стратегических и финансовых интересов. На всех западных границах России такое положение дел заметно невооруженным взглядом. Вероятный спад влияния Запада в Грузии является результатом весьма точных расчетов Кремля.
Находящиеся в Южной Осетии российские войска вовсе не случайно ставят заграждения из колючей проволоки на грузинской территории, поблизости от идущего с Каспия к Черному морю нефтепровода Баку-Супса. Эта завуалированная угроза направлена как на западные нефтяные компании, так и на грузинские власти, которых нужно подтолкнуть к переговорам о нормализации отношений с Россией.
Дело в том, что Владимир Путин смотрит далеко в будущее и не доверяет Европе. Он стремится создать противовес экономической мощи Китая и хочет создать для этого свой Евразийский союз. Пока что к нему готовы присоединиться только Казахстан и Белоруссия, но уже в ближайшем будущем он может включить в себя Армению, среднеазиатские республики и даже Украину.
Один теоретик из президентской партии «Единая Россия» даже поговаривал о возможном его расширении (уже в более отдаленной перспективе) на Болгарию, Венгрию, Чешскую Республику, Вьетнам, Кубу, Монголию...
Такое объединение может стать прямым конкурентом Европейского Союза и, по словам Путина, должно вобрать в себя лучшие ценности СССР. Первой жертвой этой политики стала Армения (получает российскую военную поддержку в конфликте с Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха): Москва подталкивает ее к вступлению в Таможенный союз, которое перечеркнет все достигнутое на четырехлетних переговорах по формированию зоны свободной торговли с Евросоюзом.
В целом Путин всячески стремится свести на нет запущенную ЕС в конце 2009 года (по инициативе Польши и Швеции) программу «Восточное партнерство» по сближению с шестью приграничными государствами (Белоруссия, Молдавия, Украина, Грузия, Армения, Азербайджан).
Решающую роль в этом вопросе сыграет позиция Украины, которая также испытывает на себе постоянное давление. Без ее поддержки Путину придется поумерить амбиции. Продолжение следует... Хотим мы того или нет, Европа вновь стала для России линией фронта.