Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему нам не говорят, сколько людей уезжают из Франции?

На прошлой неделе один из сенаторов озвучил тревожные цифры насчет роста числа уезжающих за границу французов. В 2011 году 35 007 семей решили перебраться в другую страну по профессиональным причинам или в стремлении уйти от налогов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В ближайшие годы нужно будет проверить, сохранится ли сформировавшаяся за период 2007-2011 годов «география отъездов». В США и Великобританию едут молодые налогоплательщики с высокой заработной платой. В Швейцарию и Бельгию обычно отправляются те, кто получает большие доходы с имущества. Для точной оценки нам требуются сведения насчет приезжающих во Францию людей, которые начинают платить налоги.

Atlantico: Озвученные одним из сенаторов цифры свидетельствуют о резком увеличении (на 62% или 13 431 семей) случаев переезда людей за границу с 2010 по 2011 год. Как бы то ни было, указанные сроки поднимают следующий вопрос: почему у нас невозможно получить более свежие цифры?

Филипп Марини:
Данные поступают от анализа деклараций подоходного налога, который уплачивается год спустя. Далее администрации нужно время, чтобы разобраться со всеми бумагами. В будущем мы, скорее всего, будем получать цифры за тот или иной год в период с июня по сентябрь с отставанием на два года.

Ахмед Анни: Эти цифры позволяют сделать три наблюдения. Во-первых, подоходный налог во Франции касается всех ее жителей. Но даже если семья больше не живет в стране, это не перечеркивает ее гражданства. Разве эти экспаты уже не французы? Во-вторых, меняющие место жительства люди вовсе не обязательно делают это, чтобы сбежать от налогов. Одни из них изначально были иностранцами, другие же едут за границу работать. Наконец, французская система носит декларативный характер: подоходный налог за 2013 год станет известен лишь в 2014 году. То есть, вполне естественно, что мы получаем цифры с отставанием как минимум на год.

— Как получают эти результаты? Сложно ли провести подсчеты с точки зрения статистики?

Филипп Марини:
В этом году Главное управление государственных финансов разработало специальную матрицу. В любом случае, статистика учитывает множество самых разных критериев (возраст людей, тип доходов, страна назначения и т.д.). Нужно проверить правильность указанных в декларациях данных, получить те, что пришли с опозданием, обработать все бумаги в совокупности... Короче говоря, все это занимает немалое время, а не свершается в мгновение ока по нажатии на кнопку.

Ахмед Анни: Налоговые органы каждый год публикуют подробные и доступные для всех статистические данные. О стремлении скрыть какие-то сведения речи здесь не идет. Тем не менее, они дают только самые общие цифры. Так, например, число платящих налоги семей увеличилось с 19 595 631 в 2010 году до 19 707 241 в 2011 году. Этот рост может говорить об изменениях в расчетных таблицах, повышении доходов или иммиграции. То есть, эти цифры никак не указывают на количество выехавших из страны людей и в частности налоговых мигрантов. Депутаты в свою очередь могут получить более подробные сведения по личному запросу и в рамках комиссии. Таким образом, нам остается только положиться на предоставленные им ответы со стороны Министерства бюджета.

— Недоступность этих сведений говорит о стремлении к цензуре со стороны властей? Если да, то почему?

Филипп Марини:
Ведомство следует утвержденным для него инструкциям. Когда я предложил проанализировать поступившие налоговые декларации, реакция была положительной и служба подготовила цифры менее чем за полгода, а правительство, насколько мне известно, не чинило никаких препятствий.

Ахмед Анни: Налоговое ведомство ограничивают два момента: закон, который запрещает публикацию определенной информации по налогам, и подчиненность политическим властям. Чтобы изменить ситуацию, нужно внести поправки в закон и сделать налоговиков независимыми от политики, как это, например, происходит у наших испанских соседей.

— Как следует воспринимать эти данные за неимением сведений по возвращениям людей в страну и качественной информации (мотивов отъезда и т.д.)?


Филипп Марини: Эту группу в несколько десятков тысяч налогоплательщиков нужно сравнить с показателями эмиграционного налога, чтобы понять, сколько людей уехали по налоговым соображениям, а сколько — по профессиональным причинам. В ближайшие годы нужно будет проверить, сохранится ли сформировавшаяся за период 2007-2011 годов «география отъездов». В США и Великобританию едут молодые налогоплательщики с высокой заработной платой. В Швейцарию и Бельгию обычно отправляются те, кто получает большие доходы с имущества. Тем не менее, для точной оценки нам требуются и сведения насчет приезжающих во Францию людей, которые начинают платить налоги на ее территории. Я уже сделал запрос в этом направлении.

Ахмед Анни:
У нас нет цифр ни по возвращению французов, ни по приезжающим во Францию иностранным гражданам, которые становятся французскими налогоплательщиками. Но они необходимы, чтобы сделать окончательный вывод. Франция вполне может быть привлекательной страной.

Филипп Марини (Philippe Marini), председатель комиссии по финансам французского Сената

Ахмед Анни (Ahmed Henni), преподаватель, бывший глава французской налоговой службы.