Турецкая сторона на Кипре, Турция, Греция и некоторые дипломаты ООН говорят о том, что начало решению кипрской проблемы может быть положено в конце 2013 года, а весной 2014-го этот процесс может быть доведен до конца.
Когда на состоявшемся 5-6 сентября в культурной столице России Санкт-Петербурге саммите «группы двадцати», образуемой двадцаткой экономически развитых стран мира с наивысшим объемом ВВП, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил секретарю ООН Пан Ги Муну: «Давайте решим кипрскую проблему за три месяца». Это продемонстрировало степень готовности и конструктивности Турции в возможности решения данной проблемы в кратчайшие сроки.
В соответствии с этой позицией правительства Турецкой Республики на переговорах, проведенных министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу с его греческим коллегой Евангелосом Венизелосом в Нью-Йорке по итогам заседания Генеральной ассамблеи ООН, прогрессивным и радикальным шагом, подтвердившим намерение Турции, стала инициатива начать переговоры специальных представителей (переговорщиков) турецкого и греческого лидеров Кипра с министрами иностранных дел государств, которые являются родиной для двух проживающих на острове народов.
В официальном заявлении министра иностранных дел Греции Евангелоса Венизелоса, которое было сделано 30 сентября в Афинах, по возвращении из Нью-Йорка, подчеркивался продуктивный характер переговоров с Ахметом Давутоглу. В этой связи официально отмечалось, что по требованию правительства Республики Кипр и после согласия турецкого правительства на встречу с переговорщиком греческих властей Кипра, правительство Греции, в свою очередь, согласно встретиться с переговорщиком турецкой части острова.
Что касается турецкой стороны Кипра, то как президент Дервиш Эроглу, так и министр иностранных дел Оздиль Нами, в своих заявлениях и официальных оценках переговорного процесса регулярно подчеркивают свое стремление в кратчайшие сроки поставить точку в кипрской проблеме и закрепить решение этого вопроса проведением референдума весной 2014 года.
Несмотря на маскировку и попытки греческих властей республики Кипр и новоизбранного греко-киприотского лидера Никоса Анастасиадиса изобразить желание скорейшего решения вопроса, предпринимаемые ими действия идут вразрез с официальными заявлениями. При этом делается все возможное, чтобы препятствовать переговорам с выступающим в роли переговорщика Маврояннисом.
Начиная со своего избрания в феврале 2013 года, Анастасиадис приложил немало усилий к тому, чтобы не допустить возобновления переговоров. Поначалу, используя в качестве предлога экономический кризис, он говорил о невозможности сфокусироваться на решении кипрской проблемы. Далее он заявлял о том, что не выступит в роли переговорщика и наделит этими функциями другое официальное лицо. Затем, беспокоясь о собственных политических интересах, в условиях начала переговоров он выдвинул излишне завышенные требования.
К этому теперь стали добавляться препятствия, чинимые греко-киприотским переговорщиком Маврояннисом еще на стадии предварительной подготовки переговоров. Так, Эртуг и Маврояннис не смогли прийти к согласию ни на одной из трех встреч, которые они провели, обсуждая вопрос предварительной подготовки. Если уже на этой подготовительной стадии переговоры не удалось или не удается завершить, сложно представить, сколько встреч с греко-киприотским переговорщиком и Анастасиадисом позволят довести до конца сам переговорный процесс.
Маврояннис – «рецидивист» в вопросе урегулирования кипрской проблемы. Ожидать что-либо другое от главного архитектора кампании «Плану Аннана нет» на самом деле было бы крупнейшей из ошибок. Помимо Анастасиадиса, на роль переговорщика его инициировала Демократическая партия (DIKO), и основным принципом ее членов является эллинский национализм.
Разница между DIKO и ультранационалистической греческой партией «Золотая заря», лидеры которой преследуются греческими правоохранительными органами, состоит совсем не в идеологии или крайности национализма, а в вопросе ведения борьбы с оружием или без него. Между тем их цели абсолютно идентичны…