Несмотря на то, что, в целом, выборы президента Грузии имеют положительную оценку, созданную атмосферой спокойствия во время их проведения, существует ряд признаков которые дают предпосылку полагать, что итогом окажется кризис власти.
Во-первых, многие исследователи и эксперты отмечают катастрофически низкую явку избирателей – менее половины. Можно по разному интерпретировать данный факт, но в реальности грузинского общества он демонстрирует лишь апатию социума и равное недоверие как по отношению к политической элите и оппозиции, так и к справедливости и эффективности происходящих в стране политических процессов в комплексе.
Следствием такого положения дел будет снижение доверия населения к государству, рост эммиграции и возникновение радикальных движений.
Низкая явка избирателей на президентских выборах является сопутствующим явлением длительного информационно-психологического давления на грузинское население и со стороны внутригосударственных акторов, и со стороны внешнеполитических сил.
Аккумуляция психологического напряжения в социальных группах при определенных обстоятельствах может имплицировать деструктивную активность против субъектов этого давления.
Во-вторых, к власти в Грузии пришла команда без четко сформулированной внешне- и внутриполитической программой.
Существует мнение, что следуя ситуативному подходу, случайно пришедшая к власти политическая сила изначально имела функцию «дымовой завесы» для другой – пророссийской силы с четко прописанной программой и планом действий, которая не смогла победить ни на парламентских, ни на президентских выборах.
Методы государственного управления, предлагаемые политической элитой Грузии, представляют собой фрагментарно-мозаичный подход, вбирающий в себя социалистические, капиталистические и демократические модели, что могут позволить себе лишь социально и экономически развитые государства.
Например, бесплатное образование и медицинское обслуживание могут позволить себе государства, где существует система государственной собственности, при которой госбюджет получает огромные прибыли от внешней торговли природными ресурсами или производимыми товарами. Также подобную роскошь может позволить себе государство, где экономически активное население, благодаря глобальной экономики и открытому рынку, получает высокие доходы от своей активности и может позволить себе большие налоговые отчисления в госбюджет для дальнейшего перераспределения.
В Грузии нет ни одного, ни другого. Даже в советской истории образование и медицина в Грузинской Советской Социалистической Республике, как и многое другое, финансировалось из госбюджета СССР.
Следовательно, крах программ бесплатного образования и медицинского обслуживания (врачи и учителя будут предоставлять пациентам\обучающимся дополнительные услуги с целью увеличить финансовые поступления из бюджета), а также массового трудоустройства (в Грузии мало специалистов для того, чтоб можно было начать массовое производство, а те специалисты которые имеются недостаточно ответственны и квалифицированны) повысит уровень недоверия к нынешней власти. Негатив накопленный в социуме, на этот раз, в полном объеме обрушится на лиц принимающих политические решения.
С внешнеполитических позиций разновекторная, многополярная и неопределенная программа действий может привести к полному краху, и вместо заявленных целей – «вступление в ЕС и НАТО», а также «налаживание отношений с Россией», на выходе получим охладевшую к Грузии Европу и США и агрессивную Россию с «развязанными руками».
У действующих лиц принимающих политические решения есть всего три эффективных выхода из будущего кризиса власти: 1. назначить премьер министром одного из лидеров национального движения (что способствует быстрой интеграции Грузии в ЕС и НАТО, но возможно вызовет новую агрессию со стороны России); 2. назначить премьер министром одного из лиц, вызывающих доверие России (приведет к дистанцированию от Запада, репрессиям, окончательную потерю территорий, значительное повышение доходов властвующих субъектов и кристализацию политической элиты); оставить действующего премьер министра у власти (назначение премьер министром Аласания, например, несколько спасет внешнеполитическое положение, но в остальном будет менее эффективным, так как коалиция «Грузинская Мечта» начнет распадаться из-за внутриполитического противостояния, которое ушедший из власти премьер уже никогда не сможет контролировать так как сейчас).
В-третьих, уход действующего премьер министра нанесет огромный ущерб стабильности Грузии гораздо быстрее, чем консервация существующей расстановки кадров. Такое мнение основано на свойствах политической власти, среди которых отмечают:
- инверсионность – положение властвующих постоянно подрывается активностью подвластных и динамично меняются их статусы.
Не стоит забывать, что «Национальное Движение» накануне парламентских выборов имело поддержку более 60%, однако в результате информационной и финансовой атаки со стороны внешнеполитического конкурента и оппозиции проиграло все выборы. Безусловно, фактор поражения в российско-грузинской войне отвел основную роль в чувствительности избирателя – многие полагали логичным отставку главнокомандующего после проигранной битвы. Возможно этот шаг совершенный своевременно не позволил бы так молниеносно снизить рейтинг доверия к этой партии от серии сомнительных видеокадров.
Существующей власти следует помнить, что уже более половины избирателей, если и не выражают открыто недоверие, то и доверия также не фиксируют.
- комбинированность – то есть власть формируется на пересечении усилий не только доминирующей, но и подчиненной стороны.
В этой связи настораживают заявление правящей элиты о «завершении коабитации». Российские эксперты уже сейчас предсказывают распад коалиции «Грузинская Мечта» сразу после ухода премьер-министра из политики и назначение преемника. Более того, те же российские эксперты отмечают, что после распада коалиции «Национальное Движение» останется самой крупной фракцией в парламенте.
В совокупности с таким свойством власти как кумулятивность, - что означает ориентацию любого субъекта в сфере властных отношений прежде всего на свои собственные интересы и на попытки расширить зону собственного влияния и контроля, можно предположить что сразу после ухода премьер-министра «в тень» начнутся массовые репрессии, которые коснуться не только активистов и членов партии «Национальное Движение», но и всех инакомыслящих и критиков действующей власти.
Следует также помнить и о формах власти. Итальянский ученый Н. Боббио выделил их три вида: 1. Видимая форма. 2. Полускрытая (теневая) – имеется в виду влияние на формирование политических целей каких-либо структур, например отдельные органы государства, лобби. 3. Скрытое правление или криптоправление, когда какой-либо внешний субъект ставит себе на службу государственные институты и превращает их в разновидность мафиозных объединений.
Многие грузинские эксперты полагают, что действующий премьер имеет целью сформировать некое подобие скрытого правления. Однако уход премьера с политической сцены может иметь более прагматичную основу с юридическим оттенком. Дело в том, что основываясь конституционным правом Грузии соотечественницу премьера не допустили к президентским выборам именно потому, что она являлась гражданкой иностранного государства (Франции) и не хотела от него отказываться. Обладатели двойного гражданства не могут замещать высшие государственные должности в грузинском государстве, хотя возможны всякие лазейки для нужных действий, как это было в случае включения Иванишвили в политическую борьбу.
С другой стороны, практика показывает что крупные бизнесмены, открыто претендующие на власть рано или поздно бывают раздавленными государством. Особенно такое фатальное взаимодействие бизнеса и государства в сфере государственной власти отмечается на постсоветском пространстве повсеместно.
Некоторые российские эксперты склоняются к мнению, что со стороны действующей грузинской политической элиты имела место хитроумная комбинация по выводу крупного капитала из российской экономики в обмен на свержение бывшего политического режима и заключение его лидеров под стражу.
Другая группа российских аналитиков склоняется к мнению о том, что хитроумную шахматную комбинацию провели западные эксперты стран НАТО, убедив бывшее политическое руководство Грузии сдать бразды правления разношерстной и неопределившейся группе интересов для избежания «гуманитарной интервенции на помощь грузинскому народу от диктатуры кровавого режима», и тем самым спасти демократическое движение от полного уничтожения, а также помешать приходу к власти четко спрограммированной и ориентированной пророссийской команды.
Стоит признать смелость российских аналитиков, рассуждающих на тему российских военных учений «Кавказ 2012» и российско-грузинских отношений.
Так или иначе уход премьер-министра и назначение «непонятного» Западу преемника приведет к отсрочке парафирования Соглашения об ассоциации с ЕС Грузии на Вильнюском саммите в ноябре 2013 года.
Это в свою очередь подтолкнет новую политическую элиту к более активным репрессирующим действиям и более смелой пророссийской ориентации. А через некоторое время, когда экономика Грузии ощутит заметный спад, политический кризис приведет к массовым акциям протеста.
С другой стороны, подписание соглашения с ЕС приведет к массовому оттоку специалистов из Грузии (в основном военных), а все производственные объекты, которые находятся в проекте окажутся малорентабельными или вовсе нерентабельными в связи с удешевлением более качественных европейских товаров и продуктов питания. Именно по этой причине ожидается провал в политике массового трудоустройства и увеличение количества безработных, а также общее снижение доходов населения на фоне резкого увеличения доходов отдельных малочисленных коммерческих структур.
В-четвертых, смягчение отношения к правонарушителям и избирательное правосудие, в совокупности с неэффективностью и коррупционностью практики кумовства в сфере кадровой политики поставит пришедшую к политической власти группу в еще более худшее положение, чем оказалось «Национальное Движение» в результате своих ошибок.
Отсутствие контроля западных спонсоров и друзей грузинской демократии приведет к еще большему опьянению властью тех кто ее обрел. А значит ошибок будет больше, и они окажутся масштабнее – срок действия такой власти будет короче, а крах болезненнее.
В-пятых, ощущение будущего болезненного кризиса власти находит отражение в духовном состоянии общества.
Пришедшая к власти группа лиц победила путем выборов в процессе демократических процедур и поэтому отражает волеизъявление нации и лицо народа. Видимо основным заказом общества является наказание виновных, а основной потребностью властвующих субъектов является собственная неприкосновенность и ненаказуемость.
В истории человечества существуют парадоксы демократического выбора, когда, например, к власти в Палестинской Автономии пришла признанная террористической организацией группа Хамас. Подобные инциденты наводят на мысль, что демократический выбор может осуществляться в обществе с определенным уровнем зрелости, в ином случае для таких обществ демократия оказывается «худшей формой правления, при невозможности найти лучшую».
Духовное состояние общества можно определить благодаря действиям церкви и проповедям духовных лиц, многие из которых делают политические заявления и требуют расправы над инакомыслием, что странно, так как главный посыл православной христианской религии это всепрощение и любовь.
С точки зрения психологии, невозможность обеспечения собственной безопасности перед лицом реальных угроз со стороны подлинного агрессора толкает субъект к созданию агрессора имитированного. Имитированным агрессором обычно становится оппонент или раздражитель, на который можно переориентировать свою враждебность и преодолеть свою неудовлетворенность путем агрессивных действий против него. При этом вина раздражителя-оппонента мультиплицируется прямо пропорционально степени угрозы со стороны реального агрессора.
Так как в ближайшем будущем разрешение внутригосударственных конфликтов и возможностей отпора российской военно-политической агрессии не предвидится, а «восстановление справедливости» после президентских выборов наступит очень скоро, то малейшая нестабильность или ошибка политической элиты переориентирует народный гнев и потребует «новой справедливости».
Формула девиза грузинского герба «Сила в единстве» может стать итогом президентских выборов. Но тут возникает вопрос - с кем предпочтет единение грузинская политическая элита, учитывая то, что еще одним свойством власти является асимметричность – доминирование воли властителя и неравенство его статуса со статусом подвластных и отражает качественные различия их возможностей, ресурсов, прав, полномочий и других параметров.
Станет ли она примером для предыдущей политической элиты в сфере демократии и морали христианского всепрощения; станет ли на сторону той внешнеполитической силы, которая, по ее мнению, более эффективна, справедлива и сильна; начнет ли искать оппонентов и врагов или постарается все таки найти силы для национального единства – от этого зависит ее судьба и судьба нации.
Зураб Бежанишвили, председатель Фонда «Проект Непобедимая Грузия».