Сочи — В прошлый раз, когда Россия готовилась принять у себя Олимпийские игры, Леонид Брежнев рассматривал возможность полностью отменить проведение этого мероприятия. «Помимо колоссальных расходов, - написал он в своем обращении к членам Политбюро, согласно архивам, которые с тех пор были рассекречены и опубликованы российской прессой, - могут возникнуть самые разнообразные скандальные истории, которые приведут к дискредитации СССР». Но Брежневу не стоило так беспокоиться. Бойкот Летних Олимпийских игр 1980 года, который возглавили США, привел к тому, что самые назойливо любопытные гости в СССР так и не приехали.
Сегодня Россия стала намного богаче, свободнее, и ее возглавляет человек, который скорее потратит круглую сумму денег, равную бюджету небольшой войны, чем отменит какое-либо мероприятие Зимних Олимпийских игр в Сочи, начало которых намечено на февраль. Однако спустя шесть лет и после самых значительных перерасходов в истории Олимпийских игр Владимир Путин все еще ждет, когда подрядчики завершат возведение главного стадиона и других ключевых объектов инфраструктуры. И дело здесь не в деньгах: в настоящий момент расходы на Олимпийские игры оцениваются в 1,5 триллиона рублей (47 миллиардов долларов) в сравнении с 314 миллиардами рублей, заложенными в первоначальной смете.
Я посетила этот черноморский курорт в середине октября, чтобы выяснить, на что было потрачено столько времени и денег. Сочи до сих пор выглядят как огромная строительная площадка олимпийских размеров, однако российские организаторы, которые сопровождали меня во время моей экскурсии по объектам, объяснили мне, что журналисты очень часто упускают главное, задавая вопросы о самых дорогостоящих, самых расточительных и даже самых коррумпированных Олимпийских играх в истории. По их мнению, к этому проекту стоит относиться как к самой успешной программе широкомасштабного строительства на памяти нынешнего поколения россиян.
Моя экскурсия началась с гостевого дома «Вилла Дежа Вю», расположенного примерно в 10 километрах от главного Олимпийского парка, где представитель Организационного комитета встретила меня на автомобиле Volkswagen, украшенном символикой Олимпийских игр в Сочи. «Вы понимаете, что еще семь лет назад на этом месте ничего не было? – спрашивала меня она, пока наша машина ехала по недостроенной дороге, окруженной кранами и экскаваторами. – Никаких арен, никакой инфраструктуры – ничего».
Эта девушка с глазами лани попросила меня не называть ее по имени в статье – только название организации, настаивала она, и к ее просьбе присоединилось большинство чиновников, сопровождавших меня в моей поездке. Сотни бывших местных жителей, несомненно, захотели бы с ней поговорить, после того как их силой заставили переселиться, чтобы освободить место для ледовых дворцов на побережье Черного моря.
Но я хорошо понимаю, что она имела в виду. Помимо 30 новых объектов, имеющих непосредственное отношение к играм, и множества новых отелей, транспортных узлов и медицинских учреждений, городу с населением менее 400 тысяч человек необходимо было выстроить 1500 километров инженерных сетей и коммуникационных линий, чтобы этот спортивный праздник состоялся. Чтобы во время Олимпийских игр не было никаких перебоев с электричеством, городу пришлось увеличить сетевые мощности более чем в два раза.
Внутри парка мы проехали вокруг главного стадиона, до сих пор заставленного лесами. Возведение стадиона достигло своей «финальной стадии», и, по словам представителя Оргкомитета, он будет готов задолго до проведения Церемоний открытия. Однако она меня предупредила, что по соображениям безопасности мне не стоит подходить к стадиону ближе, чем на 100 метров, и брать интервью у рабочих.
Вскоре к нам присоединился представитель «Олимпстроя», государственной компании, созданной в 2007 году специально для возведения олимпийских объектов. С тех пор в «Олимпстрое» сменились три президента, а сама компания сильно разрослась за счет появления в ее структуре более 200 подрядных и субподрядных организаций. В марте представители Счетной палаты РФ заявили, что чиновники «Олимпсроя» «создали предпосылки к необоснованному увеличению сметной стоимости спортивных объектов», что привело к удорожанию их стоимости примерно на полмиллиарда долларов.
Пока представитель «Олимпстроя» обводил меня вокруг одной из грязных площадок, которой еще только предстоит превратиться в место вручения медалей, он объяснял мне, что любые обвинения в мошенничестве являются необоснованными, поскольку «Олимпстрой» «имеет многоуровневую и антикоррупционную систему». А как вы объясните частую смену президентов компании? «Правительство выбирало лучших людей для каждого этапа работы».
Когда мы вошли в ледовый дворец «Айсберг», арену на 12 тысяч мест, открытую в прошлом году, представитель «Олимпстроя» повернулся ко мне, и его улыбка уже не могла скрыть его раздражения. «Здесь впервые в истории состоятся командные соревнования по фигурному катанию, - сказал он. – Это гораздо интереснее, чем разговоры о предполагаемых преступлениях». Разве? Он продолжил: обычно на катках есть только одна зона ожидания результатов, в «Айсберге» таких зон «слез и поцелуев» будет 10, по одной на каждую команду финалистов.
Когда я спросила его, как повлияли такие нововведения на стоимость объекта, он ответил: «Я не знаю, сколько это стоит. Я даже не знаю размер своего собственного бюджета». Представители «Олимпстроя» не сочли нужным ответить на мои электронные письма, которые я отправляла им после экскурсии и в которых я интересовалась последними данными о размере смет спортивных объектов. Однако они отправили мне пресс-кит, где говорилось, что тоннаж дворца «Айсберг», который многие критикуют за его «разборность», в два раза превышает тоннаж Эйфелевой башни».
Затем мы переместились к «Большому» ледовому дворцу, еще одной ультрасовременной арене, которая была открыта в прошлом году. Там мы познакомились со спортивным менеджером этого объекта Натальей Черепановой – единственной чиновницей, которая дала согласие на упоминание своего имени в статье. Г-н Путин, который регулярно приезжает в Сочи, уже успел посетить тестовые мероприятия в «Большом» и, очевидно, остался доволен результатами. По словам г-жи Черепановой, после окончания Олимпийских игр и отъезда толп болельщиков специально разработанные красно-серые сидения будут «создавать впечатление полного стадиона, даже если не все места будут заняты».
Новая совмещенная автомобильно-железная дорога длинной в 48 километров, на сооружение которой было потрачено 264 миллиарда рублей (8,2 миллиарда долларов), соединяет прибрежные спортивные объекты и горнолыжные объекты на Западном Кавказе. Журнал Russian Esquire подсчитал, что за такую цену эту дорогу по всей длине можно было выложить мехом норки толщиною в 4,7 сантиметра. Однако эта дорога позволит сократить длительность пути от пляжа до горных склонов с 90 минут до часа. Ее открытие запланировано уже на ноябрь.
В своем электронном письме пресс-секретарь «Российских железных дорог», государственной монополии, которая руководит этим проектом, разъяснил, что эта дорога «строится в районе, где полностью отсутствует инженерная инфраструктура» и что им пришлось выстроить 35 километров временной дороги, чтобы реализовать этот проект. Что касается задержек, то представитель РЖД сравнил график возведения сочинских объектов с проектом советского правительства 1967 года, когда Кремль Брежнева распорядился построить 29 километров новых железнодорожных тоннелей, соединяющих юго-восточную Сибирь и Татарский пролив. Тогда правительство планировало завершить этот проект в 1984 году. Он был завершен только в 2003 году.
Моя экскурсия подошла к концу, когда автомобиль Volkswagen высадил меня у гостиницы «Дежа Вю». Ее сотрудники и гости начали расспрашивать меня о подробностях строительства Олимпийского парка. Я заверила их, что строительные работы идут полным ходом. И при всей этой кутерьме, все мы сошлись во мнении, что даже если 47 миллиардов не помогут завершить реализацию проекта вовремя, это сделает г-н Путин.