Google, Facebook и Microsoft почти в панике из-за новостей о слежке, которую ведут США, особенно, из-за появившейся на этой неделе информации о том, что правительственные ведомства анализируют трафик, которым обмениваются отдаленные центры обработки данных. Тем не менее, предположения аналитиков и торговых организаций о том, что под угрозой оказались интересы американского бизнеса на сумму в десятки миллиардов долларов, выглядят крайне сомнительными — и чем дальше, тем больше.
Если бы пользователи были готовы покинуть «облако» из-за проблем с безопасностью, они бы уже сделали это из-за русской мафии, китайских специалистов по воровству технологий, злокозненных хактивистов — то есть из-за тех, кто нацелен на реальный ущерб. Людям может не нравиться Агентство национальной безопасности, они могут не верить, что оно просто охотится за террористами, однако изо всех, кто перехватывает наши данные, АНБ выглядит наиболее безобидно.
Новые сведения не меняют ситуацию. Как бы канцлер Германии Ангела Меркель ни возмущалась, она ведь знала, что ее телефонные разговоры интересуют множество разведок, и все равно пользовалась смартфоном. Так почему им перестанет пользоваться простой обыватель?
Шесть лет назад Дональд Керр (Donald Kerr), бывший в то время директором ЦРУ, вынес в одном из своих выступлений неприятный вердикт: в наше время ожидать в сети конфиденциальности нереалистично. Этот факт играет в мире все большую роль, и признать его было бы благоразумно.
Г-н Керр добавил: «Я думаю, нам всем необходимо обдумать, чем мы готовы пожертвовать в смысле анонимности, а также какие меры нужно принять, чтобы это не опустошило наши банковские счета и не имело других, столь же тяжких последствий».
Читайте также: Слишком много информации
В Германии некоторые предлагают сделать «национальный» интернет закрытым и потребовать, чтобы данные, принадлежащие германским пользователям, хранились только на германских серверах, но это — не выход. Подобные меры обеднили бы интернет, сделали бы его скудным и неудобным для пользователей (примером могут послужить Иран и Китай).
Сейчас возникают новые порядки и начало им, судя по всему, дает клуб «Пять глаз» (Five Eyes), о котором многие узнали благодаря Эдуарду Сноудену (Edward Snowden). В этот клуб входят США, Британия, Канада, Австралия и Новая Зеландия — страны, которые утверждают (или притворяются), что они не шпионят друг за другом. Это позволяет им поддерживать доверительные отношения и обмениваться разведывательной информацией.
«Пять глаз» стали сейчас самым элитарным клубом в мире. В него хочет вступить Ангела Меркель (хотя, наверное, понимает, что Франция к этому вряд ли готова). Членство в этом клубе для правительства фактически означает, что оно признает выгодность того, чтобы ограничивать себя в вопросах шпионажа ради преследования общих с другими странами интересов.
Именно членство Австралии в «Пяти глазах» объясняет, почему она после всех примирительных жестов резко отказалась на прошлой неделе допустить китайскую компанию Huawei, которой не доверяет американская разведка, к тендеру на развертывание национальной широкополосной сети. Этот шаг должен подтолкнуть Китай обуздать свою хищническую и безответственную деятельность в медиасреде.
Оно также объясняет, почему в прошлом месяце Канада запретила египетской компании, которой уже сейчас принадлежит часть канадской беспроводной сети, купить оптоволоконную магистральную, к которой подключена, среди прочего, часть государственных ведомств.
Также по теме: Google - не ждите, что Gmail будет соблюдать тайну переписки
«Пять глаз» — это пример того, как правительства могут соблюдать баланс дружбы и соперничества и учитывать более широкий контекст. В ретроспективе характерным случаем был оставшийся практически незамеченным запрет, наложенный Канадой в 2008 году на приобретение американской компанией канадской фирмы, которой принадлежит действующий на необычной полярной орбите спутник высокого разрешения.
Этот спутник Radarsat-2 особенно важен для наблюдения за человеческой деятельностью в тающей Арктике, на ресурсы которой претендуют несколько стран, в том числе США и Канада. Канада опасалась, что в случае конфликта США могут лишить ее возможности наблюдать за военными кораблями в регионе, однако канадской фирме все равно был необходим доступ к рынку Соединенных Штатов. В прошлом году США любезно помогли соседней стране справиться с этой дилеммой, разрешив без лишнего шума канадской компании приобрести, несмотря на все арктические споры, американскую космическую компанию.
Говоря о будущем мире, нужно отметить один положительный фактор: секреты правительств в нем не будут защищены не только от других правительств, но и от их собственных народов. Также не стоит забывать, что преимущества, которые обеспечивают стране успехи в шпионаже, сильно переоценивают — иначе сейчас сверхдержавой была бы Восточная Германия.
Несомненно, многие предпочли бы, чтобы мир интернета, в котором нет никаких государств, был бы защищен строгими и эффективными законами, подобными тем, которые действуют внутри государственных границ. Однако сейчас это невозможно.
Вряд ли кто-то сочтет это идеальным вариантом, но сейчас единственное возможное решение аналогично договоренностям вокруг Radarsat-2, к которым пришли США и Канада. Ответственные страны должны обуздать свое соперничество и начать сотрудничать во имя общих интересов, один из которых — не убивать несущую золотые яйца курицу интернет-коммерции и не подрывать доверие пользователей к электронной почте и социальным сетям.