Сначала кто-то видел ее в направлявшемся в сторону Челябинска поезде с заключенными. Потом пошли слухи о том, что ее перевели куда-то в Иркутскую область, где находится знаменитый Байкал. По правде говоря, ни мужу, ни адвокату, ни российским правозащитникам - никому не известно, в какую колонию перевели лидера группы Pussy Riot Надежду Толоконникову, которой дали два года тюрьмы за антипутинский панк-молебен в московском соборе.
Единственное, что можно сказать наверняка, так это то, что близким самой знаменитой заключенной России не удается связаться с ней с 22 октября. В тот самый день Надежду Толоконникову вывезли из исправительной колонии № 14 в Мордовии и направили в одну из 750 тюрем российского «архипелага». После недельной голодовки активистке удалось добиться права отбыть оставшуюся часть срока в другом учреждении. У нее были основания опасаться за свою жизнь после того, как 23 сентября она опубликовала открытое письмо с критикой бесчеловечных условий жизни в российских тюрьмах.
Читайте также: Путинские ГУЛАГи
Заключенных превращают в рабов
В ее рассказе говорилось о рабской жизни заключенных в колонии № 14, которая расположена в лесах, в 300 километров от Москвы. Заключенных там заставляют работать по 16 часов в сутки семь дней в неделю на пошиве формы для полицейских при зарплате всего в несколько евро в месяц. «Руки пробиты иглами и поцарапаны, кровь размазывается по столу, но ты все равно пытаешься шить. Потому что ты — часть конвейерного производства, и тебе необходимо наравне с опытными швеями выполнять свою операцию», — написала она. Бараки заключенных грязны, а наказания унизительны. Тех, кто сопротивляется, жестоко бьют. Но никто не решается открыть рта: «Мордовские осужденные боятся собственной тени».
Ее рассказ перекликается со сценами из повести Александра Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича», посвященной ГУЛАГу и получившей горячий отклик как за границей, так и в России. По итогам расследования комиссия Совета по правам человека при президенте России подтвердила многое из сказанного в письме, в частности то, что заключенным приходится работать по 12-16 часов в день. Кроме того, была подтверждена и неофициальная карательная система, которая опирается на сговор тюремного руководства с некоторыми осужденными.
После публикации письма Надежде Толоконниковой стали грозить расправой. «Несмотря на ее известность, от репрессий она не застрахована, — считает Николя Крамейер (Nicolas Krameyer) из Amnesty International. — Российские власти могут заставить ее окончательно замолчать, навесить на нее новые обвинения, чтобы не дать ей выйти в марте 2014 года и сломить ее дух». Для этого ее как раз-таки можно отправить отбывать срок на другой конец Сибири, подальше от мужа, адвоката и знакомых из СМИ.