Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Следует признать: невозможно победить оборонную систему. Это огромный и мощный истеблишмент, действующий четко и слаженно. Невозможно обойти его, невозможно отодвинуть в сторону. В лучшем случае ты можешь сыграть с ним вничью.
Министр финансов Яир Лапид убежден, что бой за оборонный бюджет завершился вничью. Три игрока направили пистолеты друг на друга – как в незабываемом спагетти-вестерне Серджо Леоне «Хороший, плохой, злой». В конце минувшей недели исполнителями главных ролей в израильском вестерне были премьер-министр Биньямин Нетаниягу, министр обороны Моше (Буги) Яалон и Яир Лапид. Все трое должны были сдаться или погибнуть. Лапид убежден, что все сдались.
Это неплохо сдаться и выйти наружу с 2,75 миллиарда шекелей в кармане. Лапиду удалось сократить аппетиты оборонщиков и оставить в бюджете миллиард и три четверти (они просили добавку в размере 4 миллиардов). Этот кажется Лапиду большим достижением. Лапида можно понять. Он сражался с министром, начальником генерального штаба и еще 35 генералами и высшими офицерами ЦАХАЛа, которые прибыли в канцелярию главы правительства, вооруженные пугающими слайд-шоу об Иране и Хизбалле. В отличие от своего предшественника, Юваля Штанийца, который получил от Нетаниягу распоряжение содействовать военным, да и сам был рад увеличить им бюджет, Лапиду никто не указывал, как следует поступать. Так что и в этом случае глава минфина может записать в свой актив определенное достижение.
Лапид утверждает, что его тактика основывалась на намеренно завышенных ожиданиях, хотя он понимал, что не сумеет добиться реализации всех требований. Он говорил об ударе по среднему классу и налогах, которые ему придется повысить, если он утвердит добавку к оборонному бюджету. Интересно, что он будет делать теперь? Война в канцелярии главы правительства была также отмечена несколькими рекордными достижениями. Все священные коровы стали предметом обсуждения в последние дни: скандальные пенсии кадровых военных; армейские делегации за рубеж и расточительство за границей; условия заработной платы офицеров и т.п. К нашему огромному сожалению, ни одну из этих коров зарезать не удалось. Очень сложно стоять на своем, смотря в глаза начальнику генерального штаба, который рассказывает о страшных угрозах ближайшего будущего – пусть даже в последние два года ни один из апокалиптических прогнозов не оправдался, а некоторые угрозы включая сирийскую, сошли с повестки дня.
«Я всказал им все, что думаю», - сказал Лапид своим соратникам. На определенном этапе, когда начальник генерального штаба Бени Ганц заявил, что ему придется уволить 4500 кадровых военных, Лапид закричал в гневе: «Так сократите их высокие зарплаты вместо того, чтобы увольнять. Средняя зарплата кадровых служаших 12600 шекелей. Что за безответственность? Вы что - не живете в этой стране? Если я добавляю вам денег, я увеличу налоги. Граждане не смогут справиться с подобным ростом налогов. Передо мной стоит острейший жилищный кризис. Если в течение года я не смогу с этим справиться, я встану и уйду. Все ваши солдаты переедут в Берлин».
Такова наша жизнь в этой стране. В любой спокойной стране Европы, в Австралии или Америке, никто не знает имя начальника генерального штаба. В то же время всем известно, кто занимает пост министра финансов, министра внутренних дел, министра экологии. Здесь все знакомы с министром обороны и начальником генерального штаба, которые получают из государственного бюджета 50-60 миллиардов шекелей в год. Пока это не изменится, мы не можем считать себя нормальным государством.