Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сейчас мы все – российские евреи

© РИА НовостиПразднование еврейского Нового года Рош Ха-Шана
Празднование еврейского Нового года Рош Ха-Шана
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В бывшем Советском Союзе границы между христианством и иудаизмом размываются быстрее, чем в Соединенных Штатах. Быть евреем для жителей бывшего СССР означает принадлежать к «национальности», то есть к этнической группе. Американские евреи, в свою очередь, похоже, не уверены, религиозная они группа или этническая. Многие обходят этот вопрос, называя себя «евреями по культуре».

После того, как Исследовательский центр Pew опубликовал новые данные об американских евреях, в Forward появились обескураживающие заголовки: «Границы размываются» («Boundaries Are Blurring,»), «Новое исследование показало, что евреи уходят от традиций своей веры» («New Study Finds Jews Fleeing Faith Traditions») и «Можно ли быть евреем и верить в Иисуса?» («Can You Be Jewish and Believe in Jesus?»).

Однако для евреев в России и на Украине ничего нового в такой ситуации нет.

В 1992-1993 и в 1997-1999 годах я вместе с двумя российскими коллегами лично опросил 6600 евреев в России и на Украине. Полученные результаты предвосхищали данные центра Pew. Судя по всему, американские евреи следуют за постсоветскими в том, что касается «размывания границ» между христианством и иудаизмом и отделяют свое культурное или этническое еврейство от иудаизма как религии.

Русскоязычные евреи не видят четкой связи между этими двумя понятиями. Быть евреем для них – означает принадлежать к «национальности», то есть к этнической группе. Американские евреи, в свою очередь, похоже, не уверены, религиозная они группа или этническая. Многие обходят этот вопрос, называя себя «евреями по культуре».

Среди российских евреев такой двойственности нет. На вопрос о том, что из 17 компонентов «необходимо, чтобы быть хорошим евреем», лишь немногие выбирают религиозные заповеди – такие, как соблюдать субботу или делать обрезание сыновьям. Девять из десяти евреев в России и на Украине не соблюдают кашрут, несмотря на два десятилетия деятельности религиозных эмиссаров.

В Санкт-Петербурге в 2004 году евреи соблюдали праздники еще реже, чем российские и украинские евреи в 1990-х годах. За период с 1992 года по 1997 год доля евреев, «никогда не посещавших» синагогу, возросла с 56% до 63%. В 1990-х лишь 5% респондентов говорили, что они регулярно ходят в синагогу. Среди американских евреев таких было вдвое больше.

Читайте также: Евреи в исламских странах

При этом примерно половина наших респондентов говорила, что они «верят в бога» или «склоняются» к вере в бога. Однако для верующих евреев, как и для верующих русских, вера в бога не означала, что они исповедуют ту или иную религию. Еврейские верующие не чаще, чем неверующие, соблюдают заповеди и считают, что бог вмешивается в ход человеческой истории. Между тем, эти две идеи - ключевые для иудаизма.

Обряд символического наказания за грехи перед празднованием иудейского праздника Йом Киппур


В 1991 году лишь половина из них постилась на Йом-Киппур или участвовала в пасхальном Седере. К 1997 году в России доля верующих, которые постились на Йом-Киппур, возросла лишь ненамного, зато в Седере участвовали уже три четверти верующих респондентов. Вероятно, популярность Седера связана с тем, что он воспринимается как привлекательное общинное мероприятие,  в то время как Йом-Киппур остается обременительным религиозным обязательством.

С тех пор как пал коммунизм, синагоги служат общинными центрами, в которые евреи ходят отмечать «веселые праздники» Пурим и Хануку. Большинство евреев посещают синагогу не для того, чтобы молиться, а чтобы выразить сентиментальную привязанность к традиции и еврейству. Сотрудник одной из украинских еврейских организаций сформулировал это так: «Я не религиозен… но я стараюсь бывать в синагоге на еврейские праздники или отмечать их с семьей, соблюдая все традиционные правила. Я делаю это, чтобы сохранять традиции, а не по религиозным соображениям».

Исторически евреи проводили между собой и окружающими народами две границы: евреи не могут практиковать ни одну религию, кроме иудаизма, и не могут заключать браки с не-евреями. Эти границы помогали сохранять еврейскую веру и еврейскую общность.

Однако, в бывшем Советском Союзе границы между христианством и иудаизмом размываются быстрее, чем в Соединенных Штатах. Судя по данным наших исследований, лишь треть опрошенных осудила бы еврея, обратившегося в христианство.

Другая граница — запрет на браки с не-еевреями — у русских евреев тоже стирается быстрее, чем в Америке. Советская власть поощряла межнациональные браки как средство, помогающее преодолевать «устаревшие предрассудки», способствующее межэтническому взаимопониманию, и ведущее народы «к взаимному слиянию».

В 1926 году доля смешанных браков в Белоруссии составляла 3%, на Украине – 5%, а в России – 17%. К 1936 году их число резко подскочило по всему СССР, а в России их доля дошла до 37-42%. По итогам массовой эмиграции, шедшей в период между 1971 и 2007 годами, «еврейский брачный рынок» сократился, и процент смешанных браков взлетел до небес.

Также по теме: Бывает ли еврей без иудаизма?

Сейчас, по-видимому, восемь из каждых десяти евреев, заключающих браки в России, заключают их с не-евреями. Демограф Марк Толтс (Mark Tolts) подсчитал, что у трех четвертей детей, рожденных в 1998 году и считающихся евреями по Галахе, отцами были неевреи.

Американские и советские евреи жили в абсолютно разных обстоятельствах – как политических, так и культурных. В СССР все формы еврейского образования и полноценной религиозной жизни исчезли к концу 1940-х годов, в то время как в Соединенных Штатах ни государство, ни общество не ограничивают еврейскую культуру и религию. От советских людей ожидалось, что они будут, как минимум, нерелигиозными, а лучше настроенными антирелигиозно. Соединенные Штаты, между тем, долгое время оставались самым религиозным обществом на Западе.

При этом и советская власть и господствующий американский этос поощряли этническую ассимиляцию: советскому «сплаву национальностей» соответствовал американский «плавильный котел». Однако Советский Союз парадоксальным образом старался учитывать людей по этническому фактору. В результате в нем – в отличие от Соединенных Штатов – евреи стали официально признанной этнической группой, и это непреднамеренно способствовало сохранению еврейской идентичности.

Среди американских евреев основные формы выражения этнической и культурной принадлежности связаны с религией. Светское еврейство давно ослабло из-за гибели идишского и ивритского культурных движений. Соответственно, по мере того, как слабеет религия, слабеет и американское институциональное еврейство. В бывшем СССР, в котором проект поддерживаемого и контролируемого государством еврейства на основе идиша потерпел неудачу уже к 1940-м годам, еврейская идентичность в большей степени опиралась на формальные границы, чем на религию или культуру. В каком-то смысле на постсоветском пространстве эти границы продержались дольше, чем религиозные и культурные опоры американского еврейства.

По обе стороны океана тех, кто предан идее преемственности еврейства как идентичности и как культуры, серьезно тревожат тенденция к секуляризации и отходу от организованной религии, отсутствие национального языка и все большее «истончение» того, что называют еврейской культурой. Исследование центра Pew показывает, что американские евреи, у которых было сколько угодно религиозных и культурных структур в течение тех 70-ти лет, когда в Советском Союзе таких структур было крайне мало, «догоняют и перегоняют», говоря словами Никиты Хрущева, своих постсоветских собратьев. И кто бы ни победил в этой гонке, идейным евреям это будет совсем не в радость.

Цви Гительман – профессор политологии Мичиганского университета, автор книги «Еврейская идентичность в посткомунистических России и Украине: неопределенная этничность» («Jewish Identities in Postcommunist Russia and Ukraine: an Uncertain Ethnicity») (Cambridge University Press, 2012).