Революция, как известно, не бунт, не мятеж. И по этой причине для меня стих Джона Харрингтона (ХYI в.) - «Мятеж не может кончиться удачей, в противном случае его зовут иначе» - не более, чем остроумное изречение. Революцию можно проклять, что и делали коронованные особы, которых она швыряла под гильотину, с нею можно не соглашаться, а ее итоги оспаривать или подвергать осмеянию. Но ее нельзя отменить, предав преступному забвению. Почему преступному – чуть ниже. Вначале о забвении.
«Октябрьская революция произошла в феврале…»
Дата 7 ноября, как праздничный день в Азербайджане, да и не только в нем одном, как известно, отменена. Хотя живо несколько поколений граждан Азербайджана, которые имеют свое, отличное от новомодных толкований Великого Октября, мнение. На то и свобода, точнее, официально провозглашенная демократия. Не так ли, господа?
Вооруженный собственными представлениями об этой некогда праздничной дате накануне ее 96-ой годовщины, события, которое все руководители Азербайджана до конца ХХ века чествовали как всемирно историческое явление, я решил уточнить, а что думает о нем нынешнее поколение. Так сказать, племя молодое, незнакомое. С этой целью всю последнюю неделю я в каждый полдень направлялся к близлежащим бакинским школам, чтобы задать старшеклассникам вопрос, призванный уточнить степень общественного интереса к отмененному празднеству. «Что за день 7 ноября: день траура, праздник, обычный день?», - сунул я под нос свой диктофон первому попавшемуся юнцу, ориентируясь не столько на свои социологические познания, сколько на популярную телеигру отечественных интеллектуалов.
«Дядя, праздник был на прошлой неделе – Курбан-байрам. А до нового года еще далеко», - поспешил отделаться от меня мальчуган, хлопнув на прощанье дверцей подъехавшего джипа. «Обычно перед праздниками в школе ведется подготовка: портреты вывешивают, лозунги, - задумался следующий мой респондент. - Деньги собирают для мероприятия…» Последний довод, видно было, окончательно убедило его во мнении, что ничем примечательным 7 ноября от остальных будней не отличается. И, слава богу, не придется скидываться на праздничные мероприятия. Опять же экономия.
Окрыленный последним обстоятельством мой собеседник растворился в толпе своих сверстников, а я решил изменить репрезентативность своего опроса. «7 ноября – день Великой Октябрьской революции. Что вы знаете о нем?» - обратился я к стайке совершенно очаровательных девчат, явно покинувших свои классы раньше времени и теперь громко обсуждавших с сопровождавшими их сверстниками, как им далее поступать: идти домой или же прямиком направиться в «Парк-бульвар».
«В октябре у нас избрали президента – Ильхама Алиева. – Почему этот праздник отмечается 7 ноября? Наверное, так положено, - сказал один из начинающих кавалеров. Напоминание о том, что в жизни положено, а чего нет, вызвало бурное щебетанье девчат и басовитое покрякивание их одноклассников. Из мгновенно воспламенившейся дискуссии диктофон зафиксировал следующие исторические сведения. Октябрьская революция произошла в Москве; это было давно, еще во времена советской власти, отчего многое подзабылось. И только в прошлом году на уроке истории выяснилось, что октябрьская революция произошла в феврале 1917 года. А в марте произошла революция у нас в Азербайджане во главе с Мамед-Эмином Расул-заде...
Все врут календари!
После этих экскурсов в историю я принял решение заглянуть непосредственно в источники знаний будущих Туси, Молла Панах Вагифов, Топчибашевых, Гаджибековых, Лютфи-заде. Потратив изрядное количество времени на поиски книжных магазинов, я с удивлением обнаружил, что в «Академкниге» уже давно торгуют модными костюмами, на Гуси Гаджиева – шаурмой, и убедившись, что в полуподвале у площади Фонтанов, где когда-то пол-Баку приобретал все, что нужно школьнику – от учебников до карандашей удобно приютился то ли кафе-бар, то ли ночной ресторан, я уныло побрел к Сабунчинскому вокзалу.
Словоохотливая официантка этого почтенного заведения растолковала мне, что ныне школьные учебники можно найти только в подземных переходах у знаменитой «Бешмертебе» (интересно, почему не переименовали эту историческую достопримечательность азербайджанской столицы?) или под памятником Дж.Джаббарлы.
Худощавый обитатель подземелья, напомнившего мне катакомбы Газы, порывшись в куче бумажного мусора извлек на удивленье чистенькую, не тронутую читательской рукой книгу, отливающую глянцем, подобно модным изданиям о жизни звезд шоу-бизнеса. «История Азербайджана» игриво было выведено на обложке, и рядом число «11», набранное почему-то желтым цветом, мол, для учащихся последнего, одиннадцатого класса. Примостившись на ящике, набитом экземплярами той же самой «Истории», но только для 8-9-10 классов, я быстро вышел на 212 стр., где излагались революционные события 1917 года. Добрался до февральской революции, про которую было сказано, что она дала народу «некоторые свободы», притом, что перечень их, этих свобод, занимает пол-страницы! На том ход революции прерывается. Я перелистал учебник с начала до конца и обратно, затем по названиям глав, потом еще раз как говорится, по диагонали. Об Октябре – ни слова.
Сразу после февральской революции, авторы начинают сказ о культуре и искусстве Азербайджане в описываемую эпоху. Я начинал смутно соображать, откуда взялась информация у прыщавого 11-классника об «октябрьской революции в феврале». Наутро я ринулся в книжный магазин, что под музеем Низами, где раздобыл второй том «Истории Азербайджана» (2009), предназначенный для студентов вузов. Об интересующем меня революционном событии я узнал в последнем абзаце соответствующей главы. Последняя строчка в ней сообщала, что таким образом была «положена основа тоталитарного режима во главе с Лениным». И все.
Иван Грозный получает амнистию
Теперь я могу поздравить всех наших идеологов – и властных и оппозиционных с безусловной и, возможно, окончательной победой. В вопросах отношения к историческому прошлому они проявляют поразительное единодушие. Они успешно вытравили из памяти своих соотечественников любое напоминание об одном из важнейших событий ХХ века, изменившим сам ход всемирной истории и в этом процессе - саму судьбу азербайджанского народа. Нет, я вовсе не о том, когда азербайджанцам жилось лучше – в советское время или позже, не о том, когда было больше справедливости, уважения к большинству народа, когда развивалась наука и культура. Я вовсе не о том.
По той простой причине, что давно перестал спорить с фальсификаторами, ибо нас уже рассудил самый строгий и объективный судья - время. Я - о другом. Такое неуважение к своему прошлому редко встречается в цивилизованном мире. Редко какой народ сознательно отказывается от целой эпохи из своей недавней истории, непонятно по какой такой причине. Впрочем, народ тут не причем. Я – о труде, претендующем называться научной работой, под которой стоят подписи с громкими учеными степенями и званиями.
По авторской логике получается, что на каком-то историческом этапе образовалась некая страна – Азербайджан, состоящая из двух частей Южной и Северной, хотя ни на географических, ни на политических картах мира она не была обозначена. Жила она, эта страна, по своему хотению, обладала ли она государственностью и кто, какие государственные институты правили ею – ни слова. Куда подевались Октябрьская революция, породившая СССР и в его составе Азербайджанская ССР – неизвестно. Словом, нам предлагают далее жить подобно, как говорят в народе, «йетимам» – сиротам без роду, без племени. Потому как отечественные ученые мужи отменили революцию, а вместе с ней и целую политическую эру. К чему это может привести, постараюсь разъяснить на примере дружно ненавидимой и проклинаемой России
Не так давно группа из весьма авторитетных и уважаемых представителей общественности обратилась к Минкультуры РФ с настойчивой и убедительной просьбой «до окончания разрешения вопроса по судьбе известного полотна Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» убрать его в запасники Третьяковской галереи. Напомню, что картину сию великий художник нарисовал в году 1885-ом. А также о том, что среди подписантов обращения значилось и имя И.Я. Фроянова – авторитетнейшего академического историка классической школы, что придает необычной акции особый вес и значимость. О чем же сыр-бор? Все очень просто: новейшие исследования свидетельствуют о том, что Иван Грозный никогда и не помышлял о детоубийстве. На основании подлинных документов Посольского приказа, исследованных еще в 1903 году академиком Н.С. Лихачевым доподлинно доказано, что «Царевич Иоанн скончался в Александровской слободе после одиннадцатидневной болезни, казавшейся поначалу неопасной». Более того, уже современные исследования показали, что причиной болезни явилось отравление ртутью, которая, кстати, обнаружена была в больших количествах у всех последних Рюриковичей. А это уже ложится в основу новой версии заговора против царской династии, нити которой ведут далеко в Европу. Но это уже другая тема. Здесь же замечу, что сам И.Репин уже в советское время откровенно признался: «Картина была направлена против монархизма».
Вот что случается, господа, когда пером историков движет идеологический зуд. Хорошо помню, как в середине 80-х всеми овладел зуд затирания «белых пятен» в истории. Имена, события, исторически факты в свое время «выпали» из учебников и научных трудов по идейно-политическим соображениям советской поры. По тем же соображениям их стали спешно затирать и домысливать немыслимые мифы и сказки. Вот и на месте Октябрьской революции теперь уже в угоду неодемократии образовалось, нет не пятно, а огромная, зияющая дыра. Хорошо бы дожить до поры, когда начнется новая война с «белыми пятнами истории».