Широко разрекламированная российская программа приватизации в объемах, невиданных со времен неоднозначной программы залоговых аукционов девяностых годов, пока не оправдала возложенных на нее ожиданий. Только в этом году ожидалась продажа активов на 13 миллиардов долларов, но пока доходы государственной казны составили не более 1 миллиарда долларов. По данным федерального казначейства, за первое полугодие 2013 года план приватизации был выполнен всего на 4% с продажей активов на немногим более 500 миллионов долларов. Представители правительства винят в этих обстоятельствах неблагоприятную конъюнктуру мирового рынка. Но в реальности все гораздо сложнее.
Запуск масштабной приватизации в неблагоприятных рыночных условиях кажется нелогичным шагом. Но показатели российских рынков снизились не так значительно, как индекс развивающихся рынков MSCI. Российские акции уже довольно давно торгуются с мультипликатором 4* прогнозная выручка, в то время как аналогичный показатель для развивающихся рынков в целом составляет 9. Вполне вероятно, что незначительная заинтересованность инвесторов в покупке долей в российских стратегических компаниях связана не столько с макроэкономическими проблемами, сколько со структурными вопросами – прозрачностью сделок и регуляторным климатом.
Тем не менее, когда на продажу выставлены крупные пакеты акций таких государственных гигантов и инфраструктурных компаний, как «Банк ВТБ», АЛРОСА, РЖД, Аэрофлот, Роснефть, «Совкомфлот», «Русгидро», а также аэропорты «Шереметьево» и «Внуково», которые должны перейти в частные руки до 2017 года, российские официальные лица прилагают все усилия, чтобы оживить программу приватизации.
Вместе с тем сохраняется ряд вопросов, связанных с оценкой рисков, участия в процессе и управления им.
State Solutions LLP, консалтинговая фирма, специализирующаяся на политических вопросах и лоббировании, совместно с московским Институтом лоббизма провели новое исследование возможностей приватизации. Анализ ситуации показал, что многие инвесторы закрывают глаза на важные аспекты принятия инвестиционных решений: не умаляя ключевую роль финансовых рыночных показателей, при принятии решений необходимо также быть осведомленными о политической ситуации и общем контексте приватизации.
Понимание этой сложной ситуации еще более затрудняется средой, которую можно охарактеризовать в лучшем случае как предвзятую, а в худшем – как клановую. Широко разрекламированная программа приватизации была личным проектом Дмитрия Медведева в его бытность Президентом – символом его либерального подхода к экономике. Потенциальными бенефициарами этой программы должны были стать либерально настроенные бизнесмены или «младоолигархи» из окружения Медведева. Им противостоят влиятельные кланы, связанные с менеджментом госкомпаний и ближайшим окружением Владимира Путина, которые менее всего заинтересованы в проведении реальной приватизации.
Тем не менее, по мнению экспертов и источников, близких в кремлевской администрации, в ближайшем будущем возможен «перезапуск» программы приватизации. По модели, во многом напоминающей сценарий второго срока Путина с 2004 по 2008, «политический» премьер Медведев будет заменен на «технического» премьера (роль, которую в 2004-2007 годах занимал нынешний глава Службы внешней разведки России Михаил Фрадков), а политические решения будут приниматься в Кремле.
Понимание этой ситуации, которая во многом расходится с официальными публичными заявлениями правительства о режиме благоприятствования участию иностранных инвесторов в приватизации, должно в значительной степени определять принятие инвестиционных решений. Положение, сложившееся в российской политической и судебной системе, а также недавний опыт иностранных компаний должны учитываться международными инвесторами.
Это особенно касается пакетов акций публично торгуемых компаний в размере, достаточном для влияния на корпоративное управление. Именно в этой сфере риски для иностранных инвесторов особенно высоки. Наиболее привлекательным сценарием для иностранных инвесторов является участие лишь в сделках, не ущемляющих интересы наиболее могущественных фигур в окружении Владимира Путина. Несмотря на широкую сферу этих интересов, они оставляют инвестору пространство для маневра.
Высокие риски и неблагоприятная экономическая конъюнктура могут отпугнуть большинство инвесторов, но они также создают возможности для приобретения российских приватизируемых активов с существенным дисконтом.
Хотя маржа доходности уступает уровням приватизации 1990х годов, но для внутренних и внешних инвесторов, сумевших избежать рисков, рентабельность инвестиций намного превысит уровень аналогичных развивающихся рынков. При надлежащей осведомленности о российском политическом климате и общем контексте приватизации возможно получение значительных доходов.
Павел Морозов - управляющий партнер компании State Solutions LLP (Великобритания).