Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как Швеция стала фабрикой поп-звезд?

Abba, Ace of Base, Roxette... Шведская поп-музыка прекрасно идет на экспорт, и страна занимает по этому показателю третье место в мире.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Швеция является третьим по величине в мире экспортером музыки (после США и Англии) и играет ключевую роль в мировой музыкальной индустрии. После триумфального шествия таких групп как Abba, Europe и Ace of Base поп-музыка стала визитной карточкой Швеции. Как объяснить то доминирующее место, которое занимает сегодня шведская поп-музыка? В какой момент она сделала такой рывок?

Atlantico: По данным шведско-американской торговой палаты, Швеция является третьим по величине в мире экспортером музыки (после США и Англии) и играет ключевую роль в мировой музыкальной индустрии. После триумфального шествия таких групп как Abba, Europe и Ace of Base поп-музыка стала визитной карточкой Швеции. Как объяснить то доминирующее место, которое занимает сегодня шведская поп-музыка? В какой момент она сделала такой рывок?

Гунилла Норен:
Тому есть сразу несколько причин. Музыка занимает видное место в шведской культуре, она очень популярна и получает отражение на всех слоях общества. Так, например, муниципальные школы предлагают курсы игры на музыкальных инструментах за весьма символические деньги. Подавляющее большинство детей учится играть, и даже если они не становятся новыми Моцартами, они изучают сольфеджио, музыку. У нас в Швеции существует параллельное обучение. Мы не учимся сольфеджио, а затем игре на музыкальном инструменте, как во Франции, а идем через два курса параллельно и работаем с несколькими инструментами. Наши методы обучения отличаются от классических и в большей степени нацелены на удовольствие от учебы. Эта первая встреча с музыкой и является одной из причин столь высокой восприимчивости к ней у шведов. Кроме того, на этот опыт накладываются и песенные традиции.

У нас есть много хоровых песен, которые исполняются на Рождество, Пасху, а в конце года всегда проходит заключительное представление. Хотя у нас, конечно, есть традиционные песни, юные шведы любят исполнять и поп-музыку: The Beatles, Abba... Хотя такие учебные методы и не могут служить объяснением господства поп-музыки в мире, они позволяют понять, почему в ней так много шведских артистов. Музыке отводится большое место в обществе. Кроме того, у нас всего 9 миллионов жителей и множество маленьких городков с весьма ограниченным спектром доступных развлечений. The Hives говорили, что в юности у них было всего два варианта: музыка или футбол...



Кроме того, мы начали активно пользоваться интернетом гораздо раньше, чем во Франции: волна набрала силу к 1997 году. Шведские группы взяли пример с международных музыкантов, с чем связана, например, нынешняя легкость распространения их музыки. Шведы — заядлые технофилы, они сами могут быть себе продюсерами.

Наконец, не стоит сбрасывать со счетов и роль английского. Шведы активно учат этот международный язык, и это очень сильно все упрощает. Мы понимаем, что живем в маленькой стране, без настоящего внутреннего рынка, и поэтому, чтобы зарабатывать на своем искусстве, его нужно продавать за границу. Как и многие скандинавские страны, мы работаем для того, чтобы люди учили языки, путешествовали... Музыка — это всего лишь один из примеров шведского общества.

— Какую роль сыграл во всем этом головокружительный успех Abba в 1970-х годах? Как затем развивались события?

— Abba гораздо популярнее в других странах, чем в самой Швеции. Шведы так и не осознали, насколько на самом деле был велик успех Abba. Чтобы убедиться в этом, достаточно лишь оценить их удивление при новости о создании музея Abba и огромном числе его посетителей. Мы в Швеции любим многие музыкальные стили 1970-х годов, например прогрессив или джаз. Поп-музыка достигла своего апогея в 1980-х годах с такими группами как Roxette и Gyllende Tider. Сегодня многие поп-группы тоже добиваются успеха, например, Likki Ly и Robyn, которая собирает целые стадионы в США.



— Есть ли у шведской поп-музыки какие-то свои характерные черты и неповторимые особенности? Если да, то какие?

— Сложно дать четкий ответ на такой вопрос в современном мире с его смешением стилей. Если же мне все-таки нужно отметить какие-то особенности, я бы выделила большое внимание к мелодии, в которую вплетено нечто вроде скандинавской меланхолии. Кроме того, шведы делают упор на представлении музыки, как в прошлом поступала Abba. Некоторые в прошлом критиковали ее за это, но если проанализировать успех группы, то легко понять, что он напрямую связан с качеством самих выступлений.

— Как выстраивается шведская музыкальная индустрия?

— У нас есть различные государственные и полугосударственные организации, например, Export Music Sweden, но о каких-то серьезных субсидиях для музыкального промоушена говорить не приходится. У нас долгое время считалась, что музыка должна выживать самостоятельно. Тем не менее, времена меняются, Министерство иностранных дел видит здесь огромный экспортный потенциал и намеревается сделать на это упор. Кроме того, помимо музыки, у нас начинают проявлять внимание и к другим отраслям: кино, литературе, видеоиграм и моде. Различные бренды находятся в городах по всей Швеции, что стало возможно с помощью самопродвижения.

Гунилла Норен (Gunilla Norén), организатор фестиваля современной шведской музыки ÅÄÖ