В 2011 году ВВС назвала Алексея Навального «единственным настоящим политическим оппозиционером, который появился в России за последние пять лет». Год спустя The Wall Street Journal представил его как «человека, которого Путин боится больше всего». В сентябре судебное разбирательство по его делу приостановили как раз перед выборами московского мэра, на которых тот выставил свою кандидатуру. Это странный поворот событий, который навел некоторых аналитиков на мысль о том, что этот оппозиционер на самом деле пользуется поддержкой Кремля. Так кто же на самом деле такой этот олигарх-популист?
Этот богатый адвокат является акционером нескольких предприятий, как частных, так и государственных. Известность ему принес его блог в «Живом журнале», в котором он обрушивается с критикой на две главных, по его мнению, проблемы России: коррупцию и иммиграцию. Его первым боевым свершением стали обвинения в нецелевом использовании средств государственными предприятиями, такими как «Роснефть». Тем не менее, самым ощутимым ударом по власти стала его антикоррупционная компания против путинской партии «Единая Россия». Во время парламентских выборов декабря 2011 года Навальный открыто назвал ее «партией жуликов и воров», а затем, после явных фальсификаций на выборах, задал следующий вопрос в своем блоге: есть ли жулики и воры в «Единой России»? 96,6% принявших участие в опросе людей ответили «да». Опираясь на широкую виртуальную аудиторию, Навальный объявил войну действующей власти. Для этого миллиардер сформировал настоящую машину по дестабилизации государства и создал множество сайтов (РосПил, РосЯма, РосВыборы) для критики коррупции, плохого состояния дорог и непрозрачности выборов. В этом ему помогали многие видные юристы. В результате ему удалось сформировать образ защитника простых граждан от произвола нечистых на руку властей.
Борьба с нелегальной иммиграцией пользуется не меньшей популярностью и находит широкий отклик в России. Хотя в Москве к национализму относятся не в пример благосклоннее, чем в Париже, он, как ни странно, сделал такое заявление в своем блоге касательно Франции: «Я никогда не соглашусь с позицией «в России национализм – это страшно, его надо запретить». Вот сейчас во Франции "Национальный Фронт" переживает период бурного роста его поддержки. Страшно сказать, Ален Делон поддержал Марин Ле Пен. И во всей Европе идут аналогичные процессы. Что же теперь объявим бойкот французским круасанам? Или прямо скажем: французам можно, а русским нельзя?» В своих записях он поднимает вопросы, которые представляют его настоящим сыном народа, и, в частности, утверждает, что половину всех преступлений совершают мигранты. В 2007 году он принял участие в националистическом марше, во время которого толпа скандировала «Хватит кормить Кавказ!» Это, кстати, привело к его исключению из демократической партии «Яблоко». Сегодня он несколько поумерил тон своих заявлений, но все равно требует введения визового режима с кавказскими и среднеазиатскими странами для ограничения притока мигрантов.
С учетом остроты иммиграционной проблемы в России его позиции вознесли его на вершину популярности и подтолкнули к участию в выборах мэра Москвы. В июле его обвинили в расхищении 16 миллионов рублей, признали виновным и приговорили к пяти годам колонии. Жертва «политического процесса» подала апелляцию при поддержке западных политиков и СМИ. Навальному пришлось провести ночь в СИЗО, в связи с чем у него были серьезные опасения насчет перспектив избирательной кампании. Тем не менее, прокуратура ко всеобщему удивлению отпустила оппозиционера на свободу до окончания апелляционного процесса, и тот смог продолжить предвыборную борьбу. В результате Навальный набрал 27% голосов, что закрепило его статус главного оппозиционера. Но, если верить политологу Дмитрию Травину, решение об освобождении Навального было принято на самом верху вертикали российской власти. Путин воспользовался им, чтобы уменьшить масштабы победы своего кандидата Собянина. Если бы того избрали с огромным перевесом, то он мог бы бросить тень на самого главу государства. То есть Путин разыграл карту Навального для укрепления собственной абсолютной власти. Как бы то ни было, по окончанию выборов позиционная война двух лагерей продолжилась с прежней силой. Навальный представляется в ней не как марионетка Путина, а скорее как чертик, который выпрыгивает из табакерки в подходящий для власти момент.