Поскольку люди – это странные, сложные и далеко не всегда рациональные существа, вы не сможете убедить их пересесть на велосипеды, просто расставив эти средства передвижения по всему городу. Чтобы они изменили свое поведение – особенно глубоко укоренившиеся транспортные привычки и любовь к автомобилям – им, возможно, требуется небольшой толчок.
Между тем, существует довольно простой способ продемонстрировать людям преимущества велосипедов перед автомобилями: просто покажите им, сколько времени займет поездка на одно и то же расстояние на автомобиле, пешком и на городском транспорте. Одно из новых приложений Google Maps позволяет проводить подобные сравнения, прокладывая сразу несколько альтернативных маршрутов.
Недавно Зак Росниц (Zach Rausnitz) импортировал некоторые из этих данных Google Maps в еще более мощную программу, созданную специально для людей, пользующихся системой проката велосипедов в Вашингтоне, округ Колумбия. Росниц воспользовался данными за прошлые годы, предоставленными членами Capital Bikeshare, чтобы вычислить среднюю продолжительность поездки между любыми двумя станциями этой системы (в ходе своих вычислений он выстраивал самые невероятные маршруты).
Что еще важнее, программа Bikeshare Trip Timer Росница теперь способна сравнивать свои расчеты с результатами расчетов Google Maps, показывая тем самым, сколько времени займет путь между двумя пунктами выдачи велосипедов, если вы воспользуетесь другим видом транспорта.
В данных, предоставляемых Google Maps, не учитываются такие факторы, как загруженность дорог и количество времени, необходимое для того, чтобы припарковаться. Так что бы вы выбрали: бесплатную поездку на велосипеде продолжительностью примерно в девять минут, по завершении которой вы сможете спокойно припарковаться, шестиминутную поездку на автомобиле с большим количеством неизвестных (и необходимостью оплачивать парковку) или 18-минутную поездку на метро?
Это сравнение чрезвычайно наглядно – такая информация должна быть доступна любой системе совместного использования велосипедов – по одной простой причине. Чтобы люди пересели на велосипеды, недостаточно просто создать такую систему. Основная задача сторонников подобных систем заключается в том, чтобы показать людям, сколько денег и времени они на самом деле теряют, отказываясь пересаживаться на велосипеды.