Информационный фон, который формируется в последнее время, так или иначе должен положительно повлиять на процесс освобождения общественного сознания от ряда мифов как на Украине, так и в России. Подавая Киев в образе врага, кремлевская пропаганда объективно разрушает, особенно в глазах молодого поколения, мифологию «единого народа». Одновременно ставка на грубое давление и мало скрытое превосходство в трактовке Украины и украинцев (независимо от их этнического происхождения) вызывает то и дело раздражение, которое проявляется в нашем государстве даже на высоком официальном уровне.
28 октября, ровно за месяц до начала Вильнюсского саммита Восточного партнерства, на общей границе начали действовать очередные таможенные ограничения. Автомобили замерли в длинных пробках, затормозилось растаможивание товаров. К началу ноября образовались очереди из сотен грузовиков, что напомнило предварительную таможенную блокаду три месяца назад. В свою очередь, «Газпром» демонстративно обвинил Украину в неуплате 882 миллионов долларов за импортированный еще в августе газ и начал начисление пени, а также пригрозил введением уже с декабря авансовых платежей в случае, если «Нафтогаз» до этого времени не рассчитается с долгами. Со стороны РФ начали звучать намеки на возможные проблемы с поставками голубого топлива в ЕС из-за неплатежеспособности «Нафтогаза». «Роспотребнадзор» (ну как же без него!) не только отказался снять ограничение на импорт украинской кондитерской продукции, но и ввел его на мясную.
В то же время российская сторона продолжает все более активно использовать символические демонстративные шаги и заявления, которые должны продемонстрировать разрыв «особых отношений, которые исторически сложились» с Киевом. 28 октября глава МИД РФ Сергей Лавров после встречи с украинским коллегой Леонидом Кожарой высказал мнение, что гражданам двух стран ездить друг к другу в гости нужно по зарубежным, а не по внутренним паспортам. В конце октября российская пограничная служба начала устанавливать заграждения из колючей проволоки на границе с Луганской областью. Официальные лица на Украине отреагировали подчеркнуто спокойно, но нововведение создало дополнительные проблемы жителям приграничных сел с обеих сторон, которые поддерживают тесные родственные и бытовые связи.
С точки зрения имиджа такие инициативы не дают никаких преимуществ Кремлю как среди его сторонников на Украине, так и среди россиян, которые имеют на ее территории родственников или часто сюда ездят. И особенно примечательно, что инициатором ускорения «разрыва семейных и устоявшихся связей», к которым так часто апеллирует кремлевская пропаганда, сейчас без особой нужды выступила именно Москва. Наконец, 2 ноября украинская группа «Океан Эльзы», которая выступала с концертом в Саратове, была оштрафована за незаконную трудовую деятельность. Официальное сообщение Федеральной миграционной службы (ФМС) России сводилось к следующему: «... в ходе проверки было установлено, что разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности на территории РФ музыканты не имеют и не оформляли». Хотя большинство российских гастролеров на Украине, как и украинских в России, всегда проводили различные мероприятия без получения официальных «разрешений на работу».
1 ноября в Харькове Сергей Глазьев фактически озвучил последний аргумент Кремля – угрозу территориальной целостности и национальной безопасности нашего государства, когда публично заявил, что «подписывая Соглашение об ассоциации с ЕС, руководство Украины нарушит ст. 13 договора о дружбе с Россией (от 1997 года – ред. ), [...] в случае его нарушения или прекращения действия мы практически остаемся у разбитого корыта и будем вынуждены все вопросы начинать сначала, включая вопросы о границах». Но не только скомпрометированный своей истеричностью Сергей Глазьев, но и руководитель российского МИД Сергей Лавров позволяет себе все менее дипломатичные эскапады в адрес Киева. Чего стоит только его комментарий во время последней встречи с Леонидом Кожарой в Ростове-на-Дону, где он отметил, что после ассоциации с ЕС «Украине придется менять даже стандарты производства сала».
Ранее украинские СМИ, а тем более чиновники преимущественно уклонялись от адекватного ответа на российские информационные выпады. Однако сейчас фактическое участие в информационной войне против Москвы контролируемых властью и приближенными к ней олигархами общенациональных СМИ, в том числе и телеканалов, а также довольно резкие заявления даже тех чиновников и политиков, которые традиционно считались пророссийскими, принципиально изменили информационный фон. Последний показательный пример: после того, как телеканал «Россия 24» запустил проект «Развод по-украински», который изображает откровенно манипулятивные апокалиптические сценарии последствий подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, отечественный «1 +1» снял пародию на российскую «аналитику» с аргументированной критикой ситуации уже в самой РФ.
Ранее представители нынешней власти активно проводили мысль о том, что без сотрудничества с Россией, основным экономическим партнером, без поставок оттуда энергоносителей и сбыта на местном рынке отечественных товаров Украина существовать не сможет. Сейчас периодические официальные декларации про «важность углубления сотрудничества с Евразийским пространством» все чаще бывают нивелированы информационными сообщениями, которые утверждают, что на самом деле без Москвы можно и нужно жить и развиваться.
Например, Юрий Бойко, который когда-то сформировал себе имидж одного из ведущих лоббистов энергетического сотрудничества с Россией, в ответ на требование «Газпрома» немедленно погасить долг за импортированный в августе газ заявил, что Киев больше не будет помогать монополисту выполнять свои обязательства перед европейскими потребителями. В части украинских СМИ, возможно, с подачи российской стороны, соответствующую информацию начали интерпретировать как угрозу прекратить транзит газа из РФ, которой, мол, Бойко лишь подставил Киев как надежного партнера перед европейцами. Однако на самом деле его заявление стало только предупреждением, что в случае дефицита топлива у «Газпрома» в периоды пикового потребления в самой России в связи с холодами Украина не будет предоставлять газ из собственных хранилищ для выполнения контрактных обязательств российского монополиста перед потребителями ЕС, как это часто бывало раньше.
Очевидно, следующим шагом, особенно в случае углубления евроинтеграции Украины с ЕС и Европейским энергетическим сообществом, может стать и возвращение к вопросу продажи российского газа. Вместе с тем Бойко сообщил, что в этом году импорт из РФ голубого топлива «Нафтогазом» был уменьшен до 11 миллиардов м³ вместо предусмотренных действующим контрактом 40 миллиардов м³ (то, что значительные объемы импортируют структуры Фирташа и других олигархов, осталось за скобками). 5 ноября Украина и Chevron подписали соглашение о распределении продукции сланцевого газа с Олесской площади на западе страны, открыв путь к масштабной разработке тамошних месторождений уже второй после Shell мощной западной энергетической ТНК. В тот же день был подписан меморандум о создании Адриатического газового коридора, который должен связать терминал сжиженного газа на побережье Хорватии и ГТС Украины.
Даже Николай Азаров, который до недавнего времени был среди наиболее приверженных к евразийскому вектору интеграции высокопоставленных лиц Украины, прибегнул к публичной критике «страшилок» по поводу последствий сближения с ЕС, которые активно продвигают на рекламных площадях по всей стране медведчуковский «Украинский выбор». Премьер заявил: «...сообщения на билбордах, которых в последнее время довольно много появилось в нашей стране, о том, что ассоциация с ЕС – рост цен, это не совсем так, или, если точнее говорить, совсем не так».
МинАПК и Roshen в конфликте с «Роспотребнадзором» фактически дали понять, что есть предел в цене, которую Украина и ее отдельные производители готовы платить за доступ к российскому рынку. И любой ценой он не нужен. Вместе с тем Киев перенес спор с Москвой по продукции Roshen в ВТО, а министр агрополитики Николай Присяжнюк выразил возмущение тем, что в составе инспекции Роспотребнадзора по проверке фабрик Roshen были представители российских кондитерских компаний, которые могут осуществлять промышленный шпионаж. Пресс-служба Минагрополитики заявила, что инспекционная группа из РФ нарушила процедуру проверок и отказалась от конструктивного решения вопроса двусторонней торговли.
Это важный перелом в позиции официальных лиц, который в случае прогнозируемого продолжения торговой и информационной войн все больше будет проецироваться также на восприятие широких кругов их сторонников и населения страны в целом. Россия и ее руководство, наконец, выступили в роли не противника одного из политических лагерей на Украине, а силы, которая пытается навязать свою волю, нанося совершенно иррациональный удар по сложившимся экономическим и межличностным связям. Следствием становится постепенное осознание, что Россия хоть и большой географически и исторически близкий, однако крайне рискованный и ненадежный партнер для того, чтобы быть основным для Украины. А одновременно – что это совсем другая страна, со своими интересами, которые в ряде случаев противоречат украинским и которые она безоговорочно готова отстаивать в ущерб интересам Киева и наших граждан и перспективам двусторонних отношений.
Да и для российского общественного сознания информационная война с Украиной не пройдет бесследно. Постоянный акцент на необходимости защиты «своего рынка» от угроз наплыва товаров «с их», противоречивость интересов официального Киева и Москвы, формирование из Украины и украинцев образа врага по тем же лекалам, которые когда-то были использованы для прибалтийцев, поляков или грузин, способствует пусть и своеобразному, однако утверждению понимания, что «Украина – это все же не Россия». Следовательно, разрушается миф о том, что жители двух стран, как недавно выразился Путин в интервью одному из западных изданий, – это единый народ, а потому «обречены рано или поздно снова встретиться».
Перевод: Антон Ефремов