Помимо проектов в парке Гези и на площади Таксим в городе также строится третий мост через Босфор, «Канал», третий аэропорт и «самая большая в мире мечеть». Йоанн Морван из Стамбульского городского центра рассказывает об этих «безумных проектах».
8 июля стамбульский парк Гези был вновь открыт для посетителей. За несколько дней до этого городской суд отклонил проект переустройства парки и площади Таксим, из-за которого в июне на улицы вышли десятки тысяч демонстрантов. Планы властей предусматривали превращение парка в пешеходную зону и восстановление османской казармы, однако их признали несоответствующими правилам градостроительства и местной специфике.
Обустройство площади Таксим и парка Гези, один из главных проектов исламо-консервативного правительства, по всей видимости, зашло в тупик. Тем не менее, в городе началась реализация и других масштабных проектов. Они должны быть завершены к 2023 году, когда будет отмечаться столетие Турецкой Республики.
Йоанн Морван, сотрудник Стамбульского городского центра и Французского института турецкий исследований (IFEA), описывает ситуацию следующим образом:
«Реализация этих проектов приведет к серьезным переменам в стамбульской агломерации. В частности это относится к рытью канала, который радикально изменит лицо города и превратит европейскую часть Стамбула в остров наподобие Манхэттена. Кроме того, эти проекты должны помочь Стамбулу в борьбе за право проведения Олимпийских игр 2020 года и дать толчок турецкой экономике, особенно с учетом ухудшения перспектив в торговле».
Он обрисовал пять гигантских проектов, которые меняют лицо Стамбула, льстят националистическим настроениям в обществе и служат отражением общественно-политического плана пришедших к власти в 2002 году исламо-консерваторов.
1. Третий мост
Начало работ: 29 мая 2013 года
Окончание работ: май 2016 года
Стоимость: почти 2 миллиарда евро
Финансирование: турецко-итальянский консорциум Içtas-Astaldi
Проект строительства третьего моста рассматривается уже почти 20 лет. Изначально его должны были возвести неподалеку от моста султана Мехмеда Фатиха в одном из древнейший городских районов Арнавуткёй. Тем не менее, из-за противодействия местных жителей и ряда гражданских ассоциаций его было решено отменить.
В своем новом виде проект третьего моста появился во время парламентских выборов 2011 года на афишах правящей Партии справедливости и развития (ПСР, у власти с 2002 года).
Теперь новый мост будет гораздо дальше от центра Стамбула: он появится в северной части пролива, ближе к Черному морю. Здесь живут более скромные и менее образованные люди, которые зачастую поддерживают ПСР. Пока что экологическая сторона проекта не вызывает у них неприятия.
Хотя причин для возмущения, казалось бы, больше чем достаточно: для строительства будет вырублено два миллиона деревьев, а увеличение плотности автомобильного потока может привести к загрязнению источников пресной воды.
Третий мост протяженностью в 1,3 километра призван снять нагрузку с двух существующих, которые сегодня находятся на пределе возможностей. Он станет частью новой автодорожной оси в 260 километров и будет включать в себя несколько автомобильных полос и два железнодорожных пути.
Помимо мостов попасть из Европы в Азию можно будет и с помощью «Мармарая»: речь идет о туннеле под Босфором, по которому будут двигаться скоростные поезда.
Пассажиропоток в туннеле должен достичь 1,2 миллиона человек каждый день. Реализация проекта была доверена компаниям из Японии и Турции. Работа началась в 2004 году. В 2009 году туннель был прорыт, однако раскопки в Еникапы затормозили строительство, тем более что интерес властей к нему был заметно слабее. Первое испытание должно было пройти 2 августа. 29 октября состоялось торжественное открытие.
Кроме того, в 2011 году стартовало строительство автомобильного туннеля под Босфором к югу от «Мармарая». Реализацией проекта занимается совместное турецко-корейское предприятие, а завершить его должны к 2015 году.
Кроме того, все три моста, как будущий, так и два уже существующих (построены в 1973 и 1988 годах), должны быть приватизированы. Что касается третьего моста, консорциум будет обладать правами на его эксплуатацию в течение 12 лет, двух месяцев и 20 дней, а затем он перейдет к государству.
Первый камень был заложен 23 мая 2013 года в присутствии премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана по случаю 560-й годовщины захвата Стамбула османами. Однако в середине июля выяснилось, что место начала работ было выбрано неверно.
Изначально мост предполагали назвать в честь султана Явуза Селима, который в XVI веке отдал приказ об убийстве тысяч алевитов. Такое решение возмутило живущих в стране приверженцев этой веры (их насчитывается от 15 до 20 миллионов) и подтолкнуло их к активному участию в масштабных акциях протеста против ПСР в июне 2013 года.
Йоанн Мован:
«Изначально официальные лица оправдывали строительство третьего моста необходимостью отвлечь на него грузовой транспорт, чтобы тем самым уменьшить создаваемые им помехи. Тем не менее, на макро-уровне третий мост становится частью автодорожной оси, которая связывает Фракию и Анатолию и предполагает строительство еще одного моста в заливе Измир. Это продлит городской горизонт Стамбула на всю западную часть Мраморного моря. Кроме того, Стамбул представляет собой одну из узловых точек проекта транспортного коридора TRACECA по направлению Европа-Кавказ-Азия».
2. Канал
График работ: проект был объявлен в 2011 году. Далее о нем на время забыли, однако весной 2013 года был открыт тендер.
Стоимость: от 10 до 20 миллиардов долларов
Финансирование: интерес проявляет американская MWH Global company
Канал (50 километров в длину, 25 метров в глубину и 150 в ширину) должен пройти из Черного в Мраморное море параллельно Босфору. Его маршрут пролегает через холмы высотой в сотню метров. Движение морского транспорта через Босфор (160 судов в день, в том числе и супертанкеры) представляет собой каждодневную опасность для окружающей среды. Новый Канал позволит разгрузить пролив Босфор, а путь кораблей станет проще и быстрее. Именно так турецкие власти обосновывают свой масштабный проект. Тем не менее, есть здесь и одна проблема: Босфор — международный морской путь, и по конвенции Монтре 1936 года Турция должна обеспечить беспрепятственное движение судов по нему. Маловероятно, что Россия и другие черноморские государства согласятся на ограничения в Босфоре.
Тонны поднятой во время рытья Канала земли пойдут на формирование искусственных островов. Данный проект весьма рискован в техническом плане и уже навлек на себя практически единогласную критику всех специалистов.
Йоанн Морван:
«В основу проекта Канала опять-таки легла задумка о перемещении Стамбула, урбанизации новых районов и земельной ренте. Он представляет собой вершину всех искусственных проектов в Стамбуле, строительство искусственного Босфора. По большей части его берега являются насыпями 50-метрвоой высоты. А новый этап в этом процессе, гигантская эспланада Еникапи, станет направленным в сторону моря непонятным наростом».
3. Третий аэропорт
Начало работ: 2017 год
Завершение работ: приоритет в перспективе Олимпиады
Стоимость: 10 миллиардов долларов
Финансирование: турецкое совместное предприятие Cengiz Kolin Limak Mapa Kalyon. Французская компания Les Aéroroports de Paris вышла из тендера.
Двух существующих аэропортов, имени Ататюрка на европейском берегу и его приемной дочери Сабихи Гекчен (первая в Турции женщина-пилот), уже недостаточно. Они не могут расширяться и дальше из-за окружающих промышленных и жилых зон. В 2012 году пассажиропоток в двух этих аэропортах достиг отметки в 60 миллионов человек. Третий аэропорт должен стать крупнейшим в мире с пропускной способностью в 150 миллионов пассажиров в год. Кроме того, создаст он и 100 000 рабочих мест.
В конечном итоге контракт достался турецкому совместному предприятию. Оно будет заниматься эксплуатацией аэропорта в обмен на выплату правительству более 26 миллиардов долларов в течение 26 лет.
Строительство даст работу 5 000 человек. Аэропорт займет площадь в 7 659 гектаров, в том числе 6 172 гектара лесов у побережья Черного моря. По подсчетам экологов, для реализации проекта будет вырублено 657 950 деревьев и пересажено еще 1 855 391.
Йоанн Морван:
«Этот аэропорт еще больше укрепит позиции Стамбула в региональном масштабе и максимизирует его функцию транспортного и в частности авиационного узла, перекрестка путей на пространстве Балканы-Кавказ-Ближний Восток».
4. Парк Гези — площадь Таксим
График работ и финансирование: проект заморожен после решения суда
Неоднократно обсуждавшийся проект строительства мечети на площади Таксим сегодня был отодвинут на второй план стремлением возвести копию построенной в 1806 году военной казармы в смешении русского, индийского и османского стиля.
Инициатором сноса этой казармы в 1940 году был архитектор Анри Прост (Henri Prost). Президент и основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль поручил французскому специалисту переосмысление городской схемы Стамбула. Работа была завершена в 1951 году. Вместо казармы здесь были высажены деревья, а открытый в 1943 году парк был назван в честь второго президента Турции Исмета Инёню. Со временем вокруг парка появилось несколько дорогих гостиниц, что сократило его общую площадь.
Сегодня же исламо-консервативное правительство Турции хочет восстановить здание османской казармы, разместить там торговый центр и закрыть площадь Таксим для машин... то есть, полностью изменить облик этого места, которое стало символом протестного движения и левых политических сил.
«В представлении турецких консерваторов и националистов Бейоглу и Таксим являются сосредоточием распада национальных ценностей. Они одновременно влекут и отталкивают их. Таким образом, восстановление османской казармы должно помочь им укрепить позиции в подозрительной среде. Будь то употребление спиртного или отношение между полами, проект в Гези предельно прозрачен: речь идет об утверждении консервативных порядков, которые предписывают каждому четкую и неизменную роль и раздувают роль семьи как священной ячейки всей общественной жизни», — пишет директор IFEA Жан-Франсуа Перуз (Jean-François Pérouse).
Архитектор Корхан Гюмюш (Korhan Gümüş) дал старт кампании по сбору подписей против переустройства площади Таксим. Кроме того, в феврале 2012 года он занялся «адоптацией» деревьев в парке. Тем не менее, ощутимых результатов ему так и не удавалось добиться вплоть до июня этого года, когда полиция применила силу для разгона маленькой группы приковавших себя к деревьям экологов. Тогда на улицы вышли тысячи активистов с протестом не только против реконструкции парка и площади, но и авторитаризма правительства ПСР и его вмешательства в частную сферу.
Йоанн Морван:
«Сильно сомневаюсь, что Эрдоган окончательно отказался от проекта. Борьба еще далеко не окончена, о чем свидетельствует недавняя попытка дестабилизировать бюро архитекторов. Таксим — это не только символ для кемалистов и левых, но важный стамбульский транспортный узел. Через площадь каждый день проходят миллионы людей, и если она изменит свое лицо, отдаст приоритет дорогим гостиницам и туристам, это перевернет жизнь миллионов горожан».
5. «Самая большая в мире» мечеть
Начало работ: апрель 2013 года
Завершение работ: приоритетный проект
Стоимость: 43 миллиона евро
Финансирование: призыв к сбору частных пожертвований
Новую мечеть будет видно с любого конца Стамбула: ее построят в азиатской части города на холме Чамлыджа на высоте в 268 метров. Земельные работы уже начаты. Своей высотой, куполом и количеством минаретов (их будет не меньше шести) здание должно обойти мечеть Масджид ан-Набави в Медине. На конкурсе предложенный женщинами-архитекторами классический вариант храма в конечном итоге обошел гораздо более современный проект.
Мечеть площадью в 15 000 квадратных метров будет построена в стиле медресе (исламская школа) и предложит желающим уроки эбру (традиционное изобразительное искусство), иллюстрации и османской каллиграфии. Молиться в ее стенах смогут одновременно 30 000 верующих. На территории в 250 000 квадратных метров разместятся также парк, кафе, игровые пространства, смотровая площадка... и даже торговый центр Boulevardi Mall с магазинами, кинотеатром и пятизвездочным отелем.
Во время объявления этого проекта Реджеп Тайип Эрдоган говорил о Синане, знаменитейшем османском архитекторе султана Сулеймана Великолепного. Тем самым турецкий премьер стремится приобщиться к временам зенита славы Османской империи.
Йоанн Морван:
«Сначала холм Чалымджа принадлежал Автомобильному клубу, в котором были сильны кемалистские настроения. Затем, когда Реджепа Тайипа Эрдогана избрали мэром Стамбула, он открыл это место для широкой публики. Он посадил здесь тюльпаны и расставил киоски в османском стиле. Это стало одним из излюбленных мест для прогулок горожан. Вокруг появилось множество жилищных комплексов, в которых проживают практически исключительно высокопоставленные члены ПСР. Холм Чалымджа стал отражением традиционного и благодетельного ислама. Как ни парадоксально, турецкое правительство губит природу, хотя и придает ей такое значение в символическом плане».