МОСКВА — Президент Владимир Путин велел подчиненным не заглядываться на $90-миллиардный пенсионный стабфонд в поисках денег на развитие и подтвердил предел вложения ФНБ в долгосрочные инфраструктурные проекты – 40%.
Путин собрал в среду в своей подмосковной резиденции чиновников и руководителей госкорпораций, которые в условиях сокращения госинвестиций из бюджета ввиду торможения экономики претендуют на финансирование из Фонда национального благосостояния (ФНБ), созданного для страховки пенсионной системы на случай кризиса.
По возвращении в Кремль на третий срок Путин в попытке оживить экономику разрешил вложить 40% ФНБ — около 1,1 триллиона рублей — в России. С учетом 670 миллиардов рублей, уже вложенных в крупнейшие банки и компании после кризиса 2008 года через депозит во Внешэкономбанке, Путин отписал оставшиеся 450 миллиардов рублей на одну автомобильную и две железные дороги. Однако позже один из этих проектов — высокоскоростную железную дорогу Москва-Казань — положили под сукно, и за высвободившимися 150 миллиардами рублей в среду выстроилась очередь.
«У нас появляются 150 миллиардов для того, чтобы другие проекты включить в финансирование. Эти средства могут быть, в том числе, потрачены и на обеспечение инфраструктуры московского авиационного узла, взлетно-посадочные полосы в Домодедово и Шереметьево», — сказал первый вице-премьер Игорь Шувалов журналистам после совещания.
«Сегодня министерства докладывали о привлекательных проектах, которые можно впоследствии финансировать за счет средств ФНБ. В ближайшие 2-3 недели мы будем готовы уже этот перечень, сузив, окончательно представить президенту».
Шувалов сказал, что Путину предлагали выделить еще денег из ФНБ на инфраструктуру, но он отказался.
«Сегодня звучали предложения о возможности увеличения до 50-60%, тем не менее президент принял решение, что 40% — этот тот предел, до которого правительство должно работать и за эти рамки не выходить», — сказал Шувалов.
«ГЛУБОКО ЗАБЛУЖДАЮТСЯ»
Путин, открывая заседание, дал понять, что речь пойдет только о 150 миллиардах, и новых денег пока не будет.
«Вместе с Резервным фондом ФНБ является подушкой безопасности для российской экономики, социальной сферы, финансовой системы. И эта основная, базовая роль, безусловно, должна быть сохранена. Те, кто полагают, что мы можем позволить себе целиком и полностью израсходовать этот фонд, глубоко заблуждаются. Это делать нецелесообразно», — сказал Путин.
Запросы монополистов, столкнувшихся с заморозкой тарифов и сокращением бюджетных трат, и чиновников тем временем растут. А поскольку инвестиционные траты бюджета сокращаются в угоду социальным расходам на выполнение предвыборных обещаний Путина, последним доступным источником денег остается ФНБ.
На 150 миллиардов рублей, которые власти хотят поделить за три недели, претендуют, по меньшей мере, несколько крупных лоббистов. Минэкономики требует 100 миллиардов рублей на малый бизнес, электросетевой госхолдинг «Россети» хочет более 200 миллиардов рублей на инвестпрограмму. Финансовые потребности других проектов, вынесенных на суд Путина в среду, пока не озвучены.
Кроме того, госмонополия РЖД не спешит прощаться с проектом «Москва-Казань» стоимостью около 1 триллиона рублей и рассчитывает получить от государства больше половины этой суммы.
В начале этого года компания, которую возглавляет давний соратник Путина Владимир Якунин, уговорила власти построить к чемпионату мира по футболу 2018 года высокоскоростную 770-километровую железнодорожную магистраль из Москвы в Казань через Владимир, Нижний Новгород и Чебоксары.
Монополия хотела выделить на проект 31 миллиард рублей, занять у Пенсионного фонда РФ через ВЭБ еще 240 миллиардов, привлечь кредитов на 225 миллиардов, а 43 миллиарда рублей попросить у частных инвесторов.
Предполагалось, что еще 150 миллиардов рублей компания получит из ФНБ, а дефицит примерно в 300 миллиардов рублей РЖД рассчитывала покрыть за счет налогоплательщиков.