Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Морские пчелы»: гениальная инженерная армия США в войне на Тихом океане

Пока Германия перевозила свои боеприпасы лошадиными повозками, а Япония из-за недостатка транспорта испытывала проблемы с обеспечением своих сил, американцы создали войска, быстро строившие порты и аэродромы

© U.S. NavyГавань Перл-Харбор
Гавань Перл-Харбор
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пока немцы перевозили свои боеприпасы по российским степям на лошадиных повозках, а японцы располагали лишь несколькими транспортными кораблями и сталкивались по этой причине с большими проблемами в обеспечении своих сил на Тихом океане, американцы создали род войск, солдаты которого уже через несколько часов после высадки где-нибудь в джунглях приступали к строительству причалов и аэродромов.

В своих «Вопросах читающего рабочего» Бертольт Брехт задался неуважительным по отношению к Цезарю вопросом, был ли у завоевателя Галлии «хотя бы один повар». Возможно, поэт хотел тем самым подчеркнуть, что все войско Цезаря состояло из легионеров, которые, собственно, и захватили Галлию. Но то, что Брехт задумался о наличии именно повара в окружении древнеримского полководца, свидетельствует о его «подкованности» в военных вопросах, потому что без хорошей инфраструктуры даже гениальный военачальник обречен на провал. 

Брехт оказался в своих наблюдениях гораздо более внимательным и сообразительным, нежели военачальники Германии и Японии. Именно эти две страны, развязавшие Вторую мировую войну, проявили поразительное отсутствие интереса к технической стороне ведения военных действий. Хотя их генералы и адмиралы располагали современнейшей техникой, в частности, танками, самолетами и авианосцами, и сумели с их помощью завоевать многие-многие страны, они не смогли вовремя понять, что держать под контролем отдаленные регионы можно, только создав там соответствующую инфраструктуру. А когда они это поняли, было уже поздно.

Зато США, напротив, еще до вступления во Вторую мировую войну озадачились вопросом, как им наиболее грамотно реализовать свой промышленный потенциал и создать хороший задел на будущее. Пока немцы перевозили свои боеприпасы по российским степям на лошадиных повозках, а японцы располагали лишь несколькими транспортными кораблями и сталкивались по этой причине с большими проблемами в обеспечении своих сил на Тихом океане, американцы создали род войск, солдаты которого уже через несколько часов после высадки где-нибудь в джунглях приступали к строительству причалов и аэродромов. Эти войска получили название «Seabees» - «морские пчелы». 

 

Президент и инженер

 

Неслучайно американский историк Пол Кеннеди посвятил в своей книге «Стратегия Касабланки» («Die Casablanca-Strategie»), в которой он исследовал причины победы союзников во Второй мировой войне, целую главу человеку по имени Бен Морилл (Ben Moreell, 1892-1978). Морилл как раз окончил университет в Сент-Луисе по специальности инженер, когда началась Первая мировая война. В 1917 году он вступил в ряды Военно-морского гражданского инженерного корпуса в звании лейтенанта. Его карьера говорит сама за себя: Морилл стал единственным в истории США небоевым офицером, дослужившимся до звания адмирала. 

Однако ему в этом очень помогло одно случайное знакомство, а именно знакомство с Франклином Рузвельтом, когда тот был еще заместителем министра военно-морских сил. После своего избрания президентом Рузвельт назначил Морилла директором по строительству в военно-морских силах, а также главой Судостроительной инспекции. 

Уже скоро Морилл проявил свою дальновидность, когда начал строительство гигантского сухого дока на военно-морской базе Перл Харбор на Гавайских островах. Только благодаря этому после нападения японцев на базу в декабре 1941 года большинство кораблей Тихоокеанского флота удалось восстановить, и в ходе крупных операций по высадке морского десанта 1944 и 1945 годов именно эти корабли обстреливали из своих пушек вражеские позиции на берегу. 

Но главным проявлением его гениальности стало создание «морских пчел». Несмотря на активное сопротивление со стороны офицеров ВМС Мориллу в начале 1942 года удалось убедить Рузвельта в необходимости создания трех инженерных батальонов ВМС. Причем это должны были быть не просто группы поддержки основных боевых сил. Напротив: в военной иерархии офицеры «конструкторских войск» (таково было их официальное название) стояли выше своих коллег из регулярных частей. Тремя годами позже в составе «морских пчел» было более 7960 офицеров и 325 тысяч солдат. 

 

Победа в джунглях

 

Мориллу удалось извлечь практическую выгоду из боевого настроя американцев после событий в Перл Харборе: он сумел рекрутировать в ряды нового рода войск тысячи специалистов самых различных профессий. Под его руководством служили инженеры-высотники, судостроители и шахтеры. Но это было не простое сборище гражданских техников. Каждый из них прошел курс обучения и делом доказал свое право носить военную форму. «Мы строим – мы боремся» - таков был девиз нового рода войск. 

Без «морских пчел» морская стратегия США в ходе наступательной кампании на Тихом океане была бы обречена на неудачу. Уже в битве на острове Гуадалканал в южной части Тихого океана в 1942 году «пчелы» доказали свою пользу. Пока японцы, заложившие аэродром «Henderson Field», испытывали проблемы с вооружением, американские военно-морские инженеры сражались на передовой. После каждой воздушной атаки японцев они восстанавливали взлетно-посадочные полосы аэродрома и заложили тем самым основу победы в этой «войне в джунглях». 

«Пчелы» высаживались вместе с десантниками на берег. Еще в ходе боев непосредственно на побережье они заложили пристань, склады, казармы, лазареты и – тут Брехт оказался абсолютно прав со своим поваром – кухни и столовые. Историки подсчитали, что «морские пчелы» лишь на Тихом океане построили 111 крупных взлетно-посадочных полос, 441 пристань, склады для горюче-смазочных материалов общей емкостью в 400 миллионов литров, казармы для полутора миллионов солдат и лазареты, в которых были размещены в общей сложности около 70 тысяч раненых солдат. 

Накопив огромный опыт на Тихом океане, военно-морские инженеры принимали также участие в высадке в Нормандии в июне 1944 года. Именно благодаря им порты во французских городах Шербуре и Гавре, разрушенные немецкими войсками, всего через 11 дней уже принимали корабли союзников. 

 

Основа американского могущества

 

Наиболее важным, со стратегической точки зрения, стало участие «морских пчел» в операции на Марианских островах в западной части Тихого океана в 1944 году. Располагаясь на авиабазе на этих островах, американские бомбардировщики получили возможность участвовать в воздушных атаках на Японию. Но базу надо было еще построить. 

В течение нескольких месяцев военно-морские инженеры построили на островах Гуам и Сайпан летные поля с ангарами, казармами и мастерскими. Целых три аэродрома были построены на острове Тиниан. А в марте 1945 года всего две недели прошло с момента изгнания японцев с острова Иводзима до взлета первой эскадрильи американских ВВС, отправившейся в сторону Японии. 

«Гигантская мощность промышленности имеет мало смысла, если нет возможности для ее полноценного использования в нужное время в нужном месте», — пишет Пол Кеннеди. «Специалисты сами по себе ничего не значат, пока не появится Бен Морилл, который найдет им применение». Новые авианосцы и дальние бомбардировщики стали символами американского могущества во всем мире. Но основой этого могущества стала способность США в нужный момент времени в нужной точке земного шара в кратчайшие сроки организовать необходимую инфраструктуру. А это было и остается заслугой «морских пчел», начинавших когда-то свою службу на Тихом океане.