- В мире набирает силу скандал в связи с массовым шпионажем. Кажется, что подслушивают почти каждого. Каково место Латвии в этом скандале, велось ли прослушивание телефонных разговоров и латвийских должностных лиц?
- Сейчас такой информации нет, но это не значит, что такие действия не осуществлялись. То, что союзники проводят время за работой, которую некоторые называют шпионажем, а некоторые – сбором информации и анализом, неприемлемо, независимо от того, кто за кем шпионит. Когда эмоции немного успокоятся, было бы хорошо, если бы в рамках диалога представители НАТО, Европейского Союза и США все стороны сели за стол и обсудили принципы сотрудничества. Такого рода скандал и эмоции не идут на пользу ни нашей общей безопасности, ни сотрудничеству. Нужно сделать все, чтобы ситуация была урегулирована как можно скорее.
- Шпионаж в Латвии может стать актуальнее с приближением президентства нашей страны в Совете ЕС. В этой связи нередко упоминается Россия. Вы в конце октября встречались с помощником президента России Игорем Левитиным.
- Господин Левитин – бывший сопредседатель Латвийско-российской межправительственной комиссии, сразу после государственного праздника планируется заседание комиссии, поэтому в основном мы говорили об этом. Обсуждали также один из приоритетов нашего президентства в ЕС – Центральную Азию. Сейчас отношения с Россией, когда обеспечивается транзит в Афганистан и из него - как по автодорогам, так и по железной дороге - можно охарактеризовать как очень хорошие. Есть определенный интерес со стороны России продолжать это сотрудничество и после 2014 года, когда большая часть вооруженных сил НАТО будет выведена из Афганистана. Мы говорили также о состоянии двусторонних отношений. Господин Левитин – помощник президента России, значит, очень высокопоставленное должностное лицо, имеющее влияние на формирование политики России. Мы затронули и круг других проблем. Договорились, что необходимо продолжать диалог. В следующем году может состояться визит российского патриарха в Латвию. Даты еще будут уточняться. Говорили о дальнейшем развитии договорно-правовой базы – как относительно пунктов пересечения латвийско-российской границы, так и сотрудничества в поиске судов в случаях катастроф и спасательных операций.
- Каковы временные рамки и повестка дня визита патриарха Русской православной церкви Кирилла в Латвию?
- Визит пока еще только намечается, конкретные элементы программы и временные рамки нужно согласовать.
- В последнее время отношения с Россией вошли в позитивное русло – визит Левитина, возможный визит патриарха, соглашение министерств иностранных дел о сотрудничестве. Прозвучало мнение, что такой поворот можно списать на принцип «разделяй и властвуй», а именно: с одной из стран Балтии отношения ухудшаются, а с другой – улучшаются?
- Если мы проанализируем двусторонние отношения между Россией и каждой из стран Балтии, то увидим, что время от времени в них бывают светлые и темные моменты. Наш диалог с Россией в действительности был относительно стабильным примерно семь-восемь лет. Есть ли сейчас какой-то более светлый или более темный момент в наших отношениях? Я бы так не сказал. Это часть обычного, нормального диалога. На фоне отношений Литвы и России ситуация лучше, но в то же время мы хорошо знаем, что были очень острые обмены мнениями на публичном уровне по многим вопросам, начиная с трактовки истории. Многие должностные лица России по-прежнему поддерживают миф, что страны Балтии чуть ли не сами прибежали присоединяться к Советскому Союзу, и отрицают факт оккупации. Мы непрестанно обмениваемся мнениями о статусе неграждан. Нас беспокоит подавление демократической оппозиции в России. Считаем, что оказание давления на страны «Восточного партнерства» - это ненормальная практика. Не вижу никаких причин, почему России нужно так волноваться, что три из шести стран «Восточного партнерства» - Украина, Молдова и Грузия – решили формировать углубленные экономические отношения с ЕС. Надеемся, что коллеги в Москве поймут, что «Восточное партнерство» - это возможность для углубления и расширения диалога России и ЕС, а не будут рассматривать это как потерю. Если нет, то, к сожалению, вопрос «Восточного партнерства» тоже будет яблоком раздора в общем диалоге ЕС и России. Это никому на самом деле не нужно.
- Не ожидает ли Латвию аналогичное давление, с которым сейчас столкнулась Литва, с учетом того, что мы будем президентствующей в ЕС страной в первой половине 2015 года и тоже проведем саммит «Восточного партнерства»?
- Мы видим необходимость продолжать политику »Восточного партнерства» и развивать ее. Очень хороший знак, что в то время, когда началась экономическая напряженность между Литвой и Россией, мы увидели очень ясную, очень четкую и очень конкретную поддержку и солидарность со стороны всего ЕС – и отдельных стран-участниц, и Европейской комиссии. Это хорошая гарантия того, что, какими бы ни были потенциальные риски нашего президентства, мы не останемся одни. В случае любых проблем можем рассчитывать на очень твердую солидарность со стороны ЕС. Не надо забывать, что политика «Восточного партнерства», «Южного партнерства» или формирование отношений с не входящими в ЕС странами - это общее решение государств-членов ЕС. Президентствующая страна много делает, чтобы эти решения реализовывались, чтобы были новые направления, элементы, но решения принимают все 28 стран-участниц. Выступление против президентствующей страны фактически означает выступление против всех 28 стран-участниц, и нужно считаться с последствиями этого.
- Каковы ваши прогнозы относительно результатов вильнюсского саммита? Можно ли ожидать договора об ассоциации с Украиной?
- Это один из лучших вопросов для гадалок. ЕС ясно высказал принципы, на которых он готов заключить договор об ассоциации. Это не только дело Тимошенко, это также вопросы о реформе системы судов и укреплении независимости, о принятии избирательного кодекса. Украина очень многое сделала, неправильно отрицать ее прогресс. Одновременно среди стран-членов ЕС и сейчас есть разные мнения о том, можно ли считать прогресс Украины достаточным. Очень хочется надеяться, что Украина выполнит оставшуюся домашнюю работу, и договор об ассоциации, а также договор о свободной и углубленной торговле будет заключен во время вильнюсского саммита. В очень большой степени эти вопросы в ведении самой Украины. Но абсолютно ясно, что ничего не завершится после саммита в Вильнюсе. Кроме торговых отношений и договоров об ассоциации, есть также либерализация виз со странами «Восточного партнерства». Мы видим хороший прогресс Молдовы, и Украина много делает, видим прогресс также в Грузии. Очень хочется надеяться, что это станет дальнейшим шагом, который будет реальным, ощутимым приобретением для граждан стран «Восточного партнерства». В особенности для тех, кто хочет учиться в одной из стран ЕС или налаживать там бизнес-отношения.
- Не создаст ли проблемы в отношениях Латвии и России принятое правительством решение о возобновлении работы комиссии по подсчету ущерба от оккупации? Насколько вообще целесообразной кажется вам работа этой комиссии?
- Не знаю, почему это может создать проблемы в наших отношениях. Вопрос должна решать комиссия историков. В свое время решением Сейма деньги на эту комиссию были выделены. Если мы рассматриваем эту комиссию как инструмент, который помогает формировать единое понимание о периоде советской оккупации, то, разумеется, комиссия может работать. В то же время я не думаю, что мы говорим о предъявлении каких-то претензий российской стороне. Поэтому не думаю, что создание такой комиссии может вызвать проблемы в двусторонних отношениях
- Еще один вопрос, который вызвал очень большое осуждение в соседней стране, - это инициатива о сносе Памятника Победы. Как обстоят дела с такого рода дискуссиями, не приводят ли они к чрезмерному накалу страстей в обществе?
- Портал Manabalss – это хороший инструмент для того, чтобы граждане могли выступать с различными идеями. Однако дискуссия, которая началась, когда член правительства Латвии публично выразил поддержку сноса Памятника Победы, безусловно, не идет на пользу интеграции общества, взаимопониманию и согласию. Будто все забыли и не хотят вспоминать, что у нас есть договор с Российской Федерацией от 1994 года, в 13-м пункте которого ясно определено - хочу процитировать: «В соответствии с международной практикой, латвийская сторона обеспечивает приведение в порядок, благоустройство и сохранение мемориальных сооружений, мест массового захоронения воинов на территории Латвийской Республики, а также не чинит препятствий для похорон военных пенсионеров и членов их семей и проведению похоронных ритуалов. Таким же образом российская сторона обеспечивает уход за мемориальными сооружениями и местами захоронений латышей, ливов и граждан Латвии, погибших в результате войны и репрессий на территории Российской Федерации». Этот договор относится также к Памятнику Победы, и не может быть никаких интерпретаций, потому что международные обязательства имеют высшую силу над нашими национальными актами. Многие забыли, что этот договор был частью решения острого вопроса – вывода российской армии. Это был круг вопросов, которые решались тяжело, на очень острых переговорах. Это был определенный компромисс, но, если мы - ответственное государство, мы будем соблюдать все свои соглашения. Упомянутая идея для меня неприемлема как с точки зрения сплочения общества, так и с точки зрения норм международного права.
(Публикуется с небольшими сокращениями).
Перевод: Лариса Дереча.