Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Успех российского «Сталинграда»

© Art Pictures Studio, (2013)Кадр из фильма "Сталинград"
Кадр из фильма Сталинград
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С точки зрения продюсеров, режиссеров и чиновников, давно жалующихся на низкое техническое качество продукции российской киноиндустрии и вялое отношение к ней публики, «Сталинград» выглядит наиболее успешной на настоящий момент попыткой создать «социально значимый блокбастер».

Москва — Это было похоже на обычную голливудскую премьеру: красный ковер, старлетки в сверкающих платьях, режиссеры в дорогих костюмах. Однако присутствовали и необычные гости: советник президента Владимира Путина, глава московского департамента культуры, военные в парадной форме с рядами медалей на груди. Все они пришли на премьерный показ «Сталинграда» — первого российского фильма в формате Imax 3D и самого успешного местного кино с тех пор, как распался Советский Союз.

История любви на апокалиптическом фоне Сталинградской битвы, унесшей жизни миллиона человек, считается также самым амбициозным российским кинопроектом. Практически весь бюджет фильма — около 30 миллионов долларов — состоял из грантов и инвестиций, предоставленных государством и связанными с государством компаниями. «Сталинград» активно рекламировался: фотографии со съемок были выставлены в одной из лучших фотогалерей страны, а кинотеатры раздавали бесплатные билеты ветеранам Второй мировой. Еще до того, как в октябре фильм вышел на экраны, российский оскаровский комитет выдвинул его на Премию академии 2014 года для лучшего фильма на иностранном языке.

Выйдя на экраны в начале октября, «Сталинград» собрал в России 50 миллионов долларов, побив рекорд «Иронии судьбы. Продолжения», снятого в 2007 году сиквела знаменитой советской комедии, которую россияне смотрят на праздники примерно так же, как американцы смотрят «Эту прекрасную жизнь» («It’s a Wonderful Life»). С точки зрения продюсеров, режиссеров и чиновников, давно жалующихся на низкое техническое качество продукции российской киноиндустрии и вялое отношение к ней публики, «Сталинград» выглядит наиболее успешной на настоящий момент попыткой создать «социально значимый блокбастер».

Это выражение, используемое Владимиром Мединским, министром культуры России и историком-любителем в вопросах Второй мировой войны, означает коктейль из патриотизма и больших бюджетов, который, как надеются российские чиновники и киноиндустрия, должен отвлечь зрителя от дублированных голливудских фильмов, продолжающих преобладать в кинотеатрах страны.

Режиссер Федор Бондарчук и его покровители из правительства говорят, что задачей фильма было рассмотреть эпизод Великой отечественной войны (как здесь называют Вторую мировую) в традициях таких голливудских фильмов, как «Спасти рядового Райана» («Saving Private Ryan»), которые вдохнули новую жизнь в историю американского «величайшего поколения».

«Почему появляются такие фильмы? — спрашивает Леонид Лебедев, нефтегазовый магнат, также возглавляющий московскую кинокомпанию Code Red Productions, которая не участвовала в съемке «Сталинграда». —  Это сочетание увлекательности и общественной значимости для России – мощный аргумент для получения максимальной государственной поддержки. И определенного успеха уже удалось достигнуть».

Фонд кино – российская государственная структура, которой г-н Мединский поручил направлять десятки миллионов долларов на производство «больших, кассовых фильмов» — дал создателям «Сталинграда» больше 13 миллионов долларов, заявил представитель снимавшей фильм компании.

С тех пор как в 2010 году Фонду кино велели выделять из его годового бюджета в 100 миллионов долларов более значительные суммы на фильмы, способные принести прибыль, поддержку от него успели получить четыре наиболее кассовых в стране фильма. Зачастую такие фильмы бывают посвящены популярным историческим фигурам, как, например, «Легенда № 17», биографический панегирик советской хоккейной звезде Валерию Харламову. Его специальный показ в Сочи для членов российской хоккейной сборной посетил в этом году президент Путин. Фонд кино финансирует фильмы разных жанров, однако все они представляют в позитивном свете те или иные аспекты российской истории.

При этом «Сталинград» неожиданно оказался популярным не только в России. За рубежом у него тоже обнаружился потенциал. По данным информационного агентства «Синьхуа», фильм лидирует в китайском прокате, собрав по итогам первых выходных 8,65 миллиона долларов. Это лучший в китайской истории старт для иностранного фильма, созданного вне Голливуда.

«На мой взгляд, этот фильм стал новым шагом в развитии российского кинематографа, — заявила в московском «Мультимедиа Арт Музее», где проходила премьера, Мария Смольникова, российская актриса, игравшая Катю, главную героиню фильма. – Если говорить о размахе, качестве и стандартах, мне кажется, что он снят по американским стандартам. Здесь мало кто пробовал так сделать, и это был по-настоящему смелый ход. Перед нами - попытка двигаться в этом направлении, попробовать сделать, как в американском кино».

Действие фильма происходит во время ключевой битвы Второй мировой войны – сражения, которое многие считают поворотным моментом на Восточном фронте и одним из самых кровопролитных боев в истории. В 1942-м и 1943-м годах Сталин шесть месяцев бросал советских солдат в город, носивший его имя, чтобы остановить продвижение сил Гитлера. Историк Энтони Бивор (Anthony Beevor) в своей книге «Сталинград: роковая осада» («Stalingrad: The Fateful Siege») называет это «личной дуэлью двух лидеров посредством масс».

«Сталинград» приблизительно основан на истории обороны Дома Павлова – жилого дома в Сталинграде, который 58 дней защищала от превосходящих сил противника группа советских солдат во главе с сержантом Яковым Павловым. Герои фильма – пять бойцов Красной армии — сидят в осажденном здании, планируя атаки на немцев и приглядывая за Катей, горожанкой, решившей не убегать от наступающих нацистов и остаться в своей квартире. Немецкий капитан, ищущий убежища от войны в кровати у местной жительницы, получает задание сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Сталинградская битва не впервые попала на экраны кинотеатров. Сам г-н Бондарчук в свое время снялся в плохо принятой зрителями эпопее 1989 года «Сталинград», которая подробно излагала ход сражения. В 1993 году немецкий режиссер Йозеф Фильсмайер (Joseph Vilsmaier) показал Сталинград глазами немцев, продемонстрировав некогда гордых солдат вермахта, разгромленными, униженными и брошенными на произвол судьбы в развалинах города. В 2001 году Джуд Лоу (Jude Law) и Эд Харрис (Ed Harris) сыграли в голливудском фильме «Враг у ворот» («Enemy at the Gates») двух снайперов, охотящихся друг за другом среди разрушенных зданий.

Тем не менее, в России рынок для фильмов и книг о Второй мировой по-прежнему не насыщен. Людям, живущим вне бывшего Советского Союза, трудно понять, с каким почтением здесь относятся к этой войне.

День победы над нацистской Германией, который отмечается в России каждый год 9-го мая, остается одним из главных для страны праздников. Дети дарят цветы облаченным в форму ветеранам. По Тверской улице грохочут танки. Наклейки на стеклах машин провозглашают: «Спасибо деду за победу!» и «На Берлин!»

По словам г-на Бондарчука, огромные съемочные расходы, связанные, в частности, с требованием режиссера снимать в 3D, были необходимы, так как нужно было попытаться создать «сказ» — нечто среднее между сказкой и мифом — о Сталинграде.

«Если бы этот фильм был снят в Европе, вы могли бы назвать его сагой о Сталинграде, — заявил г-н Бондарчук в «Мультимедиа Арт Музее». — Мы на съемочной площадке называли его античной трагедией».

Когда стало ясно, что фильм добился успеха, его создатели начали праздновать победу.

«Зритель сегодня стремится по-новому осмыслить себя и Россию в контексте истории, он ищет новые источники вдохновения — героев, которые его воодушевят, помогут поверить в себя и свой народ», — заявил сопродюсер картины и генеральный директор крупнейшего в России телеканала Антон Златопольский.

«Мы разглядели в “Сталинграде” именно такой источник, — добавил он, — и рады, что наш призыв посмотреть фильм сердцем оказался созвучен интересам аудитории».