Сан-Диего — Общительность, возможно, меняет структуру мозга: у людей с большим количеством друзей и хорошими социальными навыками определенные участки мозга более развиты и лучше связаны между собой, чем у людей, у которых мало друзей, показало исследование.
Исследование, результаты которого были представлены 12 ноября на ежегодном заседании Общества нейронауки, предполагает связь между социальными взаимодействиями и структурой мозга.
«Нас интересует, как мозг позволяет ориентироваться в сложном социальном окружении», — заявила на пресс-конференции исследовательница из Оксфордского университета Мэри Энн Нунан (MaryAnn Noonan). Фактически, вопрос заключался в том, «сколько друзей помещается у вас в мозгу», — добавила Нунан.
Ученые по-прежнему не понимают, как мозг управляет человеческим поведением в сложных социальных ситуациях и какие зоны мозга связаны с девиантным социальным поведением, ассоциирующимся с такими состояниями, как аутизм и шизофрения.
Изучение макак показало, что области мозга, отвечающие за распознавание лиц и прогнозирование намерений окружающих, у животных, которые жили в больших социальных группах, больше, чем у животных из меньших групп.
Чтобы выяснить, как обстоит дело у людей, Нунан и ее коллеги из канадского Университета Макгилла нашли 18 добровольцев для исследования, основанного на нейровизуалиции, и опросили их о количестве социальных контактов за последний месяц, определив таким образом размеры их социальных сетей.
Картина оказалась примерно той же, что и у обезьян: у людей с большими социальными сетями некоторые области мозга были более развитыми и лучше связанными между собой. У людей это — височно-теменное соединение, передняя поясная кора и ростральная часть префронтальной коры. Все они входят в сеть, отвечающую за «ментализацию» — способность приписывать окружающим чувства, мысли и убеждения.
«Разные участки мозга поют разные песни, а объединенные в сеть — одну и ту же, — говорит Нунан, — и чем лучше развиты связи между ними, тем гармоничнее они это делают».
Исследователи также выясняли, связан ли размер социальной сети с изменениями в проводящих путях — волокнах белого вещества, соединяющих разные области мозга.
И снова обнаружилось, что эти тракты лучше развиты у людей с большими социальными сетями. «Нервы у них были больше похожи на шоссе в Лос-Анджелесе, чем на сельскую дорогу», — отметила Нунан.
Исследователи пока не могут с уверенностью сказать, вызван ли этот эффект социальными взаимодействиями или, напротив, структура мозга определяет социальные навыки.
В случае с макаками ученые сами задавали масштаб социальной сети животного, и поэтому смогли сделать вывод о том, что размер социальной группы диктует разницу в устройстве мозга.
Можно предположить, что в человеческом мозге процессы протекают аналогично, но чтобы это доказать, необходимы долгосрочные исследования, заявила Нунан LiveScience.
Тот факт, что у более социально ловких людей определенные части мозга развиты лучше, может также означать, что некоторые участки у них, наоборот, развиваются хуже, чем у других, считает Нунан.
«Если вы много времени тратите на социальные контакты и тренировку социальных навыков, и ваш мозг из-за этого меняется, это значит, что вы, скажем, не учитесь жонглировать или играть на фортепиано, — объясняет она. — Мозг меняется и оптимизируется с учетом ваших потребностей, и если в них входит добиваться успеха в сложном социальном окружении, на мозге это отражается».