Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

К берегам США отправилась последняя партия урана

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вечером 14 ноября под тяжелыми снежными тучами судно Atlantic Navigator готовилось к отплытию из российского порта. Его плавание должно подвести финальную черту под 20-летней российско-американской программой по безопасному использованию 500 метрических тонн оружейного урана, называемого обогащенным ураном.

Санкт-Петербург — Возьмите контейнер, наполните его низкообогащенным ураном на сумму в 2,5 миллиона долларов, установите его вместе с 39 такими же контейнерами в поддоны грузового судна, оправьте его в Балтимор, и вы, таким образом, подведете черту под сделкой, позволившей найти в США коммерческое применение остаткам 20 тысяч снятых с вооружения российских ядерных бомб.

Вечером в четверг, 14 ноября, под тяжелыми снежными тучами судно Atlantic Navigator готовилось к отплытию из российского порта. Его плавание должно подвести финальную черту под 20-летней российско-американской программой по безопасному использованию 500 метрических тонн оружейного урана, называемого обогащенным ураном.

Эта программа помогла обеспечить работой инженеров-ядерщиков во времена, когда Россия погрузилась в хаос. Она способствовала разработке процесса изотопного разбавления, благодаря чему теперь стало возможным превращать ядерные бомбы в топливо для электростанций. Возможно, эта программа также позволила уберечь плохо охраняемые ядерные материалы от нечистых на руку людей — по крайне мере, так думают американцы. Россия решительно заявляет о том, что эти материалы находились под надежной охраной. 

Обе стороны сходятся во мнении, что эта программа стала убедительным примером того, что Америка и Россия могут сотрудничать, если они этого захотят. Несмотря на натянутые отношения между Вашингтоном и Москвой, сегодня российский уран обеспечивает 50% производительной мощности американских атомных электростанций — это 10% потребляемого в США электричества.

Геннадий Соловьев специально приехал в Санкт-Петербург из промышленного города Новоуральска, чтобы лично наблюдать за тем, как проводится погрузка последних контейнеров с ураном. С мостика судна Atlantic Navigator он следил за тем, как гигантский синий кран брал по четыре контейнера и мягко опускал их на палубу.

«Россия находилась в чрезвычайно тяжелом положении», — сказал он, добавив, что, когда он работал на Уральском электрохимическом комбинате почти два десятилетия назад, перед ним была поставлена задача разработать технологию разбавления высокообогащенного урана до такого уровня, который позволил бы использовать его для выработки электроэнергии. Тогда некоторые американцы сомневались, что российская сторона способна этого добиться, однако он доказал, что они ошибались.

Эта задача позволила обеспечивать работой на этом предприятии сотни высококвалифицированных инженеров в течение многих лет.

Коммерческая ценность этого соглашения составила 17 миллиардов долларов. Эти деньги поступали от американских коммунальных предприятий, превращаясь в довольно значительный поток доходов для переживающей тяжелые времена России. Сроки этого договора истекают в этом году, и сейчас Россия ведет переговоры по поводу подписания коммерческих сделок непосредственно с иностранными покупателями. Обе страны продолжают вести работу по понижению концентрации оружейного урана.

«Эта программа оказалась чрезвычайно успешной, — сообщил министр энергетики США Эрнест Мониц (Ernest Moniz) во время своего телефонного интервью из Вашингтона. — Мы достигли своих целей в терминах масштаба и графика».

По его словам, завершение этой программы не должно порождать смуту на коммерческом рынке урана или оказывать влияние на цены на электричество.

«На сегодняшний день эта программа является самой успешной программой по нераспространению», — утверждает Филип Сьюэлл (Philip Sewell), вице-президент USEC, компании, расположенной в Бетесде, которая в соответствии с договором получала российский уран. Эта компания, которая теперь стала частной, прежде принадлежала правительству США. 

«Мы не видели никакой угрозы распространения ядерного оружия. Материалы находились в безопасности», — возразил Владимир Кучинов из «Росатома», российского атомного агентства. Но, по его словам, эта программа представляла собой самый разумный способ обезвредить ядерные материалы. 

Авторы программы должны были принять во внимание интересы таких сфер, как разоружение, нераспространение ядерного оружия и энергоснабжение, как говорит Роуз Геттемюллер (Rose Gottemoeller), которая сейчас занимает пост заместителя главы американского внешнеполитического ведомства по вопросам контроля за вооружениями и международной безопасности.

«Тогда она мне казалась не слишком практичной, — добавила она. — Мы должны были найти способы приспособить эту программу к условиям нормальной рыночной конкуренции». 

Однако спустя несколько месяцев переговоров, по ее словам, им удалось выработать «модель того, как можно заставить множество разрозненных сил сотрудничать».

Эта программа оказалась на грани провала в конце 1990-х годов, когда российская экономика погрузилась в состояние кризиса, НАТО ввязалось в войну в Югославии, а компания USEC была приватизирована. Однако двум странам удалось найти способы продолжить реализацию программы, и многие из тех, кто собрался в порту, чтобы проводить последнее судно с грузом, гордятся результатами своих усилий.

«Эта программа принесла выгоду обеим странам, хотя добиться этого оказалось нелегко», — признался Рик Шэннон (Rick Shannon), президент компании Atlantic Ro-Ro Carriers, которой принадлежит судно Atlantic Navigator. 

Капитаном этого судна является российский морской волк Роман Елохин. Помимо 60 тонн урана на его борту находятся также грузы алюминия, стали и контейнеров. В начале декабря это судно должно зайти в порт Балтимора, недалеко от Форта МакГенри.

Тот уран, который погрузили на судно последним, попадет на берег первым. Затем его доставят на одно из трех предприятий, где его переработают в годное к применению топливо. 

«Северная Атлантика зимой временами становится довольно неспокойной, — сказал Шэннон. — Но опытные капитаны российского флота являются одними из лучших в мире».