Предстоящая зима будет первой, когда российские солдаты не будут носить валенки. Это такие сапоги, сделанные из войлока. На Западе практически единственными вещами, сделанными из войлока, являются шляпы, однако в России обувь из войлока была популярной в течение многих веков. Войлок представляет собой переработанную шерсть. Он относительно прочен и, как все изделия из шерсти, является хорошим изоляционными материалом, а также плохо пропускает воду (но не является водонепроницаемым). До 20-го века в самое холодное время года использование сапог из войлока предоставляло россиянам единственную возможность выйти на улицу и не отморозить ноги. Хотя войлок существует уже около полуторатысячи лет, валенки из него появились лишь в XVIII веке, а достаточно дешевыми они стали только в XIX столетии, когда их производство было автоматизировано. До этого обувь из войлока оставались в значительной мере предметом роскоши. В конце XIX века она в больших масштабах производилась в России, а главным ее покупателем была российская армия.
Сапоги из войлока не такие прочные, как из кожи, и они бесполезны в период, когда появляется слякоть и грязь или идут дожди. В такое время года сапоги из войлока нужно носить вместе с надетой на них дополнительной резиновой обувью для того, чтобы они оставались сухими. Сапоги из войлока оказались весьма полезными во время Второй мировой войны, и немецкие солдаты даже снимали валенки с убитых русских для себя. Однако обычно валенки можно было использовать только в течение одного сезона – особенно в боевых условиях, а также при необходимости регулярной работы под открытым небом.
Но теперь российские военные переходят на использование обуви западного образца, предназначенной для холодной погоды. Кроме того, это означает, что Россия выводит из употребления традиционные грубые (и простые в изготовлении) сапоги, а также специальные куски материи для обертывания ног (портянки, прим. перев.). Боевая обувь западного образца самых разных размеров с использование шнурков, а также носков значительно более популярна среди большинства россиян и (и лучше им знакома).
Сапоги из войлока вышли из моды у проживающих в городах россиян уже несколько десятилетий назад. Большая часть россиян не имеют представления и о кусках материи для обертывания ног (портянки), которыми обучали пользоваться солдат. Для того, чтобы правильно использовать портянки, нужно было обернуть ими ноги перед тем, как засунуть их в сапоги, изготовленные из плотной и просмоленной парусины. Если портянки были плохо завернуты, то оказавшиеся неприкрытыми части вашего тела вступали в непосредственный контакт с грубым внутренним покрытием брезентовых сапог. Обычно это приводило к появлению подрывающих здоровье мозолей. Старомодные сапоги не вызывали восторга у большинства солдат, которые вынуждены были их использовать. Количество офицеров более пожилого возраста, выступающих в поддержку этой обуви XIX века, также сокращается. Поэтому портянки и валенки в этом году официально выведены из употребления, и та же участь постигла парусиновые сапоги, изготовлявшиеся только в двух размерах.
Теперь русские используют опыт, полученный американцами в течение 12 лет ведения боевых операций в Афганистане. Накопленный опыт заставил американцев разработать несколько поколений боевой обуви для солдат, участвующих в операциях в каменистой горной местности при низких температурах, а также в условиях палящей жары. Каждые три или четыре года разрабатывалась и внедрялась новая модель. Каждое новое поколение обуви имело меньше проблем, а последняя модель (горные боевые ботинки для жаркой погоды – HWMCB Hot Weather Mountain Combat Boot) вызвала наименьшее количество нареканий. В этих горных ботинках использовано немало небольших усовершенствований, существовавших в предыдущих образцах, а самое большое их отличие состоит в том, что они весят на 200 граммов (на семь унций) меньше солдатской обуви предыдущего поколения. Русские в интернете проявляли больший интерес к американским ботинкам для холодной погоды, которые легче разработать, чем модели, предназначенный для использования при высокой температуре.
В 2011 году Соединенные Штаты провели быстрый конкурс для того, чтобы выбрать новые боевые ботинки для использования в условиях жаркой погоды в Афганистане. Этот поиск занял всего несколько месяцев. На выбор предыдущей модели пришлось затратить два года, и в результате появились великолепные боевые ботинки. Но была одна проблема. Они были разработаны для использования при холодной погоде. Не удивительно, что во время очень жаркого сезона в Афганистане ногам в этих ботинках было очень жарко, и носить их было некомфортно. Этим и объясняется спешный поиск ботинок для жаркой погоды. Поэтому в последние пять лет военнослужащие отправлялись в Афганистан с двумя парами обуви – на каждый из двух афганских сезонов (один из них очень жаркий, а другой очень холодный, а между этими двумя сезонами существует продолжающийся несколько недель обманчиво мягкий период, для которого подходят оба варианта). Российские военные давно уже перешли на подобную систему и использовали в течение большей части года кирзовые сапоги, а войлочные сапоги - в холодную погоду.
В 2011 году американская армия получила в свое распоряжение в Афганистане новый тип боевой обуви – Bellville 950 Combat Mountain Hiker. Модель Bellville 950 имеет более жесткую и на 20% более тонкую подошву, что было сделано для ослабления нагрузки на стопу и усиления сцепления обуви при прохождении пересеченной (часто гористой) местности с обычной тяжелой боевой нагрузкой (более 30 килограммов или 66 фунтов). Верхняя часть модели Bellville 950 была сделана из водонепроницаемой кожи. Ботинки Bellville 950 нельзя было носить круглый год из-за их жесткости. Поэтому солдаты продолжали использовать прежние боевые ботинки – менее жесткие и с более широкой подошвой. Но, направляясь в горы, они предпочитали надевать ботинки модели Belleville 950.
Когда два года назад ботинки Belleville 950 стали использоваться в условиях жаркой афганской погоды, все эти проблемы стали очевидными. Армия США стала срочно искать замену ботинкам Belleville, и новая модель должна была быть такой же прочной, как Belleville 950, но прохладнее в случае использования в жаркую погоду. Были отобраны два варианта. Первой моделью стала подготовленная для жаркой погоды версия Belleville 950 (она получила обозначение 990), тогда как второй моделью оказалась военизированная версия похожего дизайна модели Wellco Hybrid Hiker. Вместе эти два производителя поставили в течение года более 60 000 пар обуви, предназначенной для жаркой погоды.
Использование обуви коммерческого дизайна не является чем-то новым. В течение последнего десятилетия армия и военно-морские силы изменили свое отношение к боевой обуви. Вместо того чтобы пытаться самим разработать новые варианты, военные признали более качественным дизайн коммерческой обуви, предназначенной для туристов, альпинистов и для тех, кто любит проводить время вне дома. В результате появилось новое поколение боевой обуви – ботинки стали более прочными и удобными, чем предыдущие предназначенные для солдат модели. Многие российские военные, особенно карьерные офицеры и военнослужащие, также обратили внимание на эту тенденцию и имели возможность следить за происходящим по интернету.
Поиск наиболее подходящей обуви для Афганистана также не является чем-то новым. В 2008 году Командование специальных операций (SOCOM) закупило 10 000 пар обуви, способной выдержать существующие в Афганистане условия, и сделано это было после того, как было обнаружено (еще в 2001 году), что афганские камни разрушают армейскую обувь. Использовавшиеся армией США ботинки для пустыни успешно прошли испытания во время войны в Персидском заливе в 1991 году, однако они быстро изнашивались в Афганистане. В начале 2002 года солдаты жаловались на то, что ботинки приходили в негодность уже после нескольких месяцев. Проблема состояла в том, что подошва и сами ботинки были сделаны для передвижения по мягкому песку. В Афганистане много песка, но также немало острых камней, способных разорвать подошву ботинок. Стало ясно, что эти ботинки не прошли соответствующих испытаний в условиях каменистой пустыни (которые не так часто встречаются в песчаных пустынях). Пустыни всегда представляли собой проблему для разработчиков военной экипировки.
Военные в течение долгого времени занимались поиском собственных решений и быстро закупали все бренды туристической и «штурмовой» обуви (для полиции и для штурмовых подразделений спецназа – SWAT). Пара такой обуви стоила 100-150 долларов. Bates был наиболее популярным брендом из числа покупаемых для нужд армии, и военно-морские силы также обратились к Bates для закупки обуви для пустынной местности. По заказу SOCOM фирма Bates разработала модель «Tora Bora Alpine Boots». Командование специальных операций хотело иметь такие ботинки, которые выдерживали бы воздействие камней, а также экстремальные температуры в Афганистане.
Интернет сыграл основную роль в неожиданно быстрой разработке нового дизайна ботинок. Большая часть подразделений имеют доступ в интернет, и многие военнослужащие участвуют в интернет-форумах, фигурируют в списках рассылки или представлены в чатах. Поэтому новости распространяются быстро и широко. Бюрократия военного снабжения вынуждена реагировать на это, потому что военнослужащие могут также мгновенно направить сообщения в Конгресс о низкокачественной экипировке. Бюрократы этого очень не любят, и поэтому в настоящее время они уделяют более пристальное внимание тому, чего хотят войска. Эти новые модели солдатской обуви были приняты многими другими странами, потому что местные военные увидели их в интернете и потребовали обеспечить военнослужащих более качественной обувью, разработкой которой занимались американцы.