13 ноября российский президент Путин посетил с официальным визитом Южную Корею и провел переговоры с президентом республики Пак Кын Хе в президентском дворце в Сеуле. После завершения переговоров оба лидера провели совместную пресс-конференцию, где представили подписанную декларацию.
В совместную декларацию включено из ряда вон выходящее предложение: «Обе стороны выражают обеспокоенность последними словами и действиями, направленными вразрез с пониманием истории и мешающими реализации крепкого сотрудничества в Северо-Восточной Азии». Несмотря на то, что имена не называются, очевидно, что под «словами и действиями, направленными вразрез истории» имеется в виду Япония, и, по всей видимости, сильное стремление корейской стороны и привело к появлению этой фразы.
За разговорами с молодыми спортсменами
Президент Путин до этого был нацелен на улучшение отношений с Японией. Однако в ходе последнего визита в Южную Корею он как будто присоединился к «единому антияпонскому фронту», объединившись с этой страной. Такое понимание складывается по факту.
Президент Путин недоволен поведением Южной Кореи. 14 ноября южнокорейская газета «Чунан Ильбо» сообщила интересную информацию об опоздании Путина на переговоры и о смещении графика церемонии подписания документов и пресс-конференции.
Президент Путин, находившийся в Южной Корее с однодневным визитом, появился в главном здании Голубого Дома (в президентском дворце), опоздав на встречу с президентом Пак на 30 минут. Изначально Путин должен был прибыть в президентский дворец в 13:00 и начать личную встречу с президентом Пак в 13:05, однако переговоры стартовали только около 13:30. Сами переговоры между главами государств, на которые был запланирован один час по протоколу, растянулись на два часа и продолжались до 15:30.
Читайте также: Своей поездкой в Азию Путин демонстрирует ключевую роль АТР для России
По этой причине церемония подписания документов главами государств, а также последовавшая за ней пресс-конференция были задержаны. Опоздание Путина произошло из-за предшествовавших встрече запланированных мероприятий. Президент посетил церемонию открытия Российско-корейского бизнес-диалога, состоявшуюся в сеульском отеле, где выступил с речью, затем встретился с самбистами из Традиционных единоборств России. По этим причинам планировавшийся на 15:15 обед глав государств был перенесен на полтора часа и начался только в 16:45.
По дипломатическому протоколу, тридцатиминутное опоздание на официальную встречу глав государств является абсолютно неприемлемым. И на самом деле в Южной Корее сейчас раздается критика в адрес Путина о проявленном им неуважении. Официальное объяснение: опоздание произошло из-за увлеченного разговора с молодыми спортсменами по самбо, однако я не могу принять это за чистую монету.
Упоминание «истории» в декларации
Помощники Путина ведут строгий контроль за графиком президента. Встречи уровня глав государств являются приоритетными в дипломатических протоколах. Президент Путин хорошо знаком с протокольными порядками. Кроме того, он как бывший офицер разведки не совершает действий и не делает заявлений, лишенных смысла.
Текст совместной декларации составляется заранее перед встречей глав государств. По ходу этого процесса между Россией и Южной Кореей возникали довольно большие разногласия, в конечном итоге Россия пошла на уступки, но Путин остался недоволен таким исходом и выразил свое недовольство сильным опозданием на встречу с президентом Пак.
В таком недовольстве я вижу скрытое послание в адрес Японии. Фраза о том, что «обе стороны выражают обеспокоенность последними словами и действиями, направленными вразрез с пониманием истории и мешающими реализации крепкого сотрудничества в Северо-Восточной Азии», - была навязана настойчивой Республикой Корея.
Позволю себе предположить, что Россия, так и не придя к соглашению по совместной декларации, включила это предложение для того, чтобы избежать резкого ухудшения отношений с Южной Кореей. Кроме того, Путин, видимо, хотел продемонстрировать свое видение: «Я недоволен поведением Южной Кореи в этот раз, включая процесс подготовки текста соглашения».
Думаю, что слишком настойчивая позиция Южной Кореи вызвала раздражение у президента Путина.
Автор – бывший аналитик Министерства иностранных дел Японии