Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Украины похож на человека, который как будто бы выпрыгнул с парашютом с самолета и долго не дергает за веревку, наслаждаясь выбросами адреналина. Целая страна ждет, когда парашют раскроется и куда приземлится руководитель государства. Увлекшись зрелищем, мы забыли о главном: прыжок настолько затянулся, что, когда парашют раскроется, гаранту он не поможет. Янукович перехитрил самого себя.

Президент Украины похож на человека, который как будто бы выпрыгнул с парашютом с самолета и долго не дергает за веревку, наслаждаясь выбросами адреналина. Целая страна ждет, когда парашют раскроется и куда приземлится руководитель государства. Увлекшись зрелищем, мы забыли о главном: прыжок настолько затянулся, что, когда парашют раскроется, гаранту он не поможет. Янукович перехитрил самого себя.
 
На Украине только и говорят о том, что президент готовится к срыву соглашения об ассоциации чужими руками – ЕС и украинской оппозиции. «Тыжню» не удалось получить четкие подтверждения, что речь идет про однозначные договоренности с Путиным. Вместе с тем, хорошо прослеживается утонченнейшая работа российских структур и агентов влияния в разных странах – от самой Украины до некоторых государств ЕС.
 
Заметно, что, с одной стороны, кое-кто в окружении Януковича активно подпитывает его фобии относительно Тимошенко и перспектив ее освобождения. При этом убеждая, что ЕС может все-таки подписать Соглашение, даже если бывший премьер останется за решеткой. С другой – в самом ЕС есть политики, для которых освобождение Тимошенко – безоговорочный приоритет. Упрямство Януковича постоянно растет в цене: совсем немного – и какая-то из 28 стран ЕС признает нерешенную или неадекватно решенную проблему экс-премьера основанием для отказа подписать Соглашение.
 
При этом на страны ЕС, которые являются активными лоббистами подписания документа, прежде всего, Польшу и Литву, Россия с приближением саммита резко усиливает торгово-экономическое и энергетическое давление, чтобы заставить их стать менее назойливыми в лоббировании положительного результата вильнюсской встречи при любых обстоятельствах. Пока Киев и Брюссель не находят общего языка, конфликтом пользуется Кремль.
 
Вместе с тем, представители власти и дальше демонстрируют не только кажущуюся ориентированность на выполнение требований Евросоюза, но и подготовку уже к имплементации Соглашения. 12 ноября Министерство экономического развития и торговли обнародовало проект программы по имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС, который включает перечень мероприятий по 552 пунктам. Все четче звучат сигналы о том, что педалирование вопроса Тимошенко является пренебрежительным и оскорбительным для Украины.
 
Рабочая группа по подготовке согласованного законопроекта, который решил бы вопрос экс-премьера 12 ноября, не пришла к соглашению, поэтому заседание ВР 13 ноября прогнозируемо провалилось, а в повестку дня следующей недели он также не попал. Формальные претензии власти к этому документу в том, что в нем не был прописан механизм исполнения решения суда о возвращении заключенного, который лечится за границей, а время лечения предлагается зачислять в срок отбывания наказания. Тогда как представители ПР настаивают на перерыве в сроке наказания на время лечения на территории зарубежного государства.
 
В ЕС в тот же день быстро и резко отреагировали на провал в Верховной Раде рассмотрения закона о лечении осужденных за границей. Член Комитета по международным делам Европарламента Яцек Сариуш-Вольский уже назвал это «очевидным сигналом отсутствия политической воли у украинской власти относительно подписания Соглашения об ассоциации с ЕС». И подчеркнул, что если этого не будет сделано 29 ноября в Вильнюсе, то может быть вообще не подписано.
 
Основные стороны переговоров пытаются сохранять лицо и не ставить точку ни в деле Тимошенко, ни по двум евроинтеграционным законам, вынесенным на голосование 19 ноября. Планируется рассмотреть проекты о лечении за границей, внесенные Анжеликой Лабунской , Сергеем Мищенко (власть была готова его поддержать еще в прошлом месяце) и Владимиром Купчаком, а также совместный проект оппозиционеров по амнистии.
 
В лагере оппозиции начали раздаваться голоса, призывающие поддержать любую редакцию законопроекта о лечении за границей, чтобы снять препятствия для подписания Соглашения об ассоциации. Она обратилась к миссии Кокса – Квасьневского с просьбой «не закрывать двери для Украины» и ограничиться промежуточным отчетом, чтобы «дать возможность Януковичу одуматься». Регионалы устами главы парламентской фракции ПР Александра Ефремова с трибуны также пообещали голосовать в том числе и за законопроект о Тимошенко, если он будет отвечать их видению. Александр Квасьневский на совместном брифинге с Пэтом Коксом после переговоров в украинском парламенте заявил: они все еще «надеются», что «найдется достаточно доброй воли для консенсуса, чтобы все, кто хочет подписать Соглашение об ассоциации, подписали его». Однако убедительными они не казались.
 
Риторика Януковича и других регионалов свидетельствует: они склонны считать нынешнее состояние дел подтверждением того, что с ними в мире «начали считаться». Мол, «мы сегодня занимаем практически по любому вопросу очень принципиальную позицию со всеми нашими партнерами». Точка невозвращения уже совсем близко. 8 ноября гарант подписал скандальные изменения в Налоговый кодекс, которые, не исключено, сделают невозможным участие в выборах наиболее рейтингового сейчас кандидата в президенты от оппозиции Виталия Кличко. Затем было возбуждено новое дело против защитника Тимошенко Сергея Власенко.
 
Надежды властного лагеря обнаруживаются в заявлениях лидеров ПР. Ефремов озвучил такие претензии к ЕС: во-первых, не сошлись в цене финансовой поддержки Украины на случай подписания Соглашения, во-вторых, нет уверенности, что оно будет подписано, если Украина выполнит все обязательства. Азаров все чаще напоминает о € 150-160 млрд., необходимых для реконструкции украинской экономики в соответствии с европейскими стандартами, а также сетует на нежелание Евросоюза компенсировать потенциальную потерю рынков сбыта в России. «На встречах с нашими европейскими партнерами мы предлагали им, прежде всего, помочь решить вопрос с замещением рынков нашей экспортной продукции, – сказал Николай Янович. – К большому сожалению, не так оперативно ЕС работает, как нам хотелось бы». Жалуются представители власти и на тяжесть условий и неуверенность относительно перспектив получения кредитов, которые хотели бы получить от ЕС автоматически после подписания Соглашения.
 
Похоже, власть интересуют только финансовые бонусы, путь к которым должно открыть Соглашение об ассоциации, а не возможность евроинтеграции и трансформации страны в соответствии с европейскими стандартами. Поэтому, наверное, шантаж неподписанием имеет малое влияние на Януковича. Вместе с тем, Запад мог бы активнее использовать финансовый фактор, чтобы дожать украинского президента и принудить к выполнению условий после подписания Соглашения об ассоциации. Подписав его, но не разблокировав помощь из фондов ЕС и МВФ до момента освобождения Тимошенко, Евросоюз только усилит свои позиции на Украине. В скорейшем выполнении условий для получения «кэша» будет заинтересован уже Киев.
 
Весомым инструментом может стать симметричный ответ на цинизм нашего руководства в преследовании оппозиционеров. Если власть инициировала дело против Тимошенко за неуплату налогов, то ЕС и США ничего не помешает начать расследование по поводу отмывания денег теми влиятельными лицами из украинской власти и ее окружения, которые сейчас причастны к саботажу требований Евросоюза. Это сделает их более сговорчивыми, но при этом Украина будет связана с ЕС ассоциацией. И возможности влияния на ее политику, включая внутреннюю, станут в разы больше, чем если саммит в Вильнюсе провалят, а наше государство будет вынуждено дрейфовать в фарватере России.
 
Полный хаос: никто ничего не знает, все только и строят догадки. Но все это не имеет значения. Украинская власть так стремится показать, что она крутая и еще круче и никто ее не нагнет, что становится очевидно: это обеспокоенное имиджмейкерство свидетельствует про ее слабость и агрессивную закомплексованность независимо от того, куда она повернет – на Восток или на Запад. После всего шоу с Соглашением действующий президент будет казаться слабым для всех. Парашют может и не раскрыться.
 
Перевод: Антон Ефремов.