ВВС сил самообороны Японии были приведены в состояние полной боевой готовности, когда два российских стратегических бомбардировщика большой дальности Ту-95 (сопоставимые с американскими В-52) в воскресенье долетели до островов Рюкю. Как сообщило агентство «РИА Новости», воздушное пространство Японии самолеты не нарушили.
Ссылаясь на представителей японского оборонного ведомства, газета The Moscow Times отметила, что два Ту-95 «пролетели в северном направлении вдоль группы островов возле острова Окинава в направлении Хоккайдо». Машины направлялись на север, к острову Сахалин. Далее газета сообщила, что ВВС сил самообороны Японии подняли в воздух свои истребители в ответ на действия самолета дальней морской разведки и противолодочной борьбы Ту-142, который также пролетел вблизи японского воздушного пространства.
Японцы уже довольно давно реагируют на российскую активность такого рода. ВВС сил самообороны Японии в период с июля по сентябрь 2013 года 105 раз поднимали в воздух свои машины в связи с близкими пролетами русских.
В этом случае нарушения воздушного пространства Японии не было, однако в прошлом российская авиация его нарушала. В этом году в японское воздушное пространство предположительно вторглись самолеты Су-27, и это стало первым российским нарушением с 2008 года. Аналогичный инцидент с участием пары стратегических бомбардировщиков Ту-95 произошел в августе текущего года. Японское Министерство обороны проводит анализ российских намерений на основе таких пролетов авиации.
Инциденты с пролетами омрачают процесс потепления в отношениях между Россией и Японией, которые недавно провели совместные консультации с участием министров иностранных дел и обороны в формате 2+2. Переговоры были названы успешными, и их результатом стало решение о всестороннем углублении связей в вопросах безопасности. Две страны взяли на себя обязательство развивать двустороннее сотрудничество в морских делах и в сфере кибербезопасности. Россия и Япония также обсудили возможность проведения совместных военных учений.
На пресс-конференции после встречи 2+2 японский министр иностранных дел Фумио Кисида (Fumio Kishida) заявил: «Развитие сотрудничества в сфере безопасности в дополнение к экономическим и гуманитарным обменам означает, что мы в целом улучшаем японско-российские связи».
В сентябре этого года японский премьер-министр Синдзо Абэ и российский президент Владимир Путин достигли договоренности о том, что длящийся почти 70 лет территориальный спор из-за Курильских островов нужно завершить ничьей. Как заявил представитель Путина, «обе стороны выразили понимание того, что решение проблемы мирного соглашения может быть основано только на том принципе, что в этом деле нет ни победителей, ни побежденных».
Зачем же тогда эти пролеты?
Имеют ли эти полеты прямое отношение к спору из-за Курильских островов? Наверное, нет. Российско-японские отношения находятся на историческом максимуме, и то обстоятельство, что между Путиным и Абэ произошло вполне конкретное сближение, должно означать, что Россия вряд ли пойдет на военные меры для разрешения данного спора.
Работающий в «Ежедневном журнале» военный эксперт по России Александр Гольц согласен с такой оценкой и заявляет: «Сейчас ни у кого нет абсолютно никаких причин для проведения каких-то военных демонстраций. Стороны ведут переговоры, причем весьма успешные, об укреплении взаимной безопасности». Гольц добавляет, что скорее всего, это простое совпадение, тот случай, когда «левая рука не знает, что делает правая».
Такое объяснение является неудовлетворительным. Вряд ли можно говорить о том, что Владимир Путин в вопросах безопасности действует случайно или наугад.
После этих полетов российское Министерство обороны опубликовало ряд заявлений о том, что они проводятся в соответствии с принципами международного права и без нарушений воздушного пространства других государств.
В анализе участившихся в этом году пролетов российской авиации гораздо меньше внимания уделяется растущей обеспокоенности России в связи с появлением в Японии американских систем противоракетной обороны. Российский министр обороны Сергей Шойгу сказал: «Мы не делаем тайны из того, что создание Соединенными Штатами глобальной системы противоракетной обороны, включающей японский элемент, вызывает у нас глубокую обеспокоенность, в первую очередь - в связи с возможным нарушением стратегического баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
Ожидается, что Москва напрямую поставит этот вопрос перед Токио в ходе будущих переговоров на высоком уровне. Японский министр иностранных дел Кисида довольно недвусмысленно заявил о преданности своей страны альянсу с Соединенными Штатами. По сообщениям телеканала RT, в ответ на российские заявления он сказал, что в японско-американском альянсе «не будет никаких изменений». Полеты российской авиации вдоль границ воздушного пространства Японии могут свидетельствовать об истинном уровне российской обеспокоенности.