Простите меня за то, что я вознамерился побродить по коридорам абсурда. Многие называют это Организацией Объединенных Наций.
Казалось бы, ООН должна знать что-то о странах мира, которые она объединяет. Ведь в этом весь смысл ее существования. Может показаться, что она занимается сизифовым трудом, пытаясь создать лучшее место в несовершенном мире. Но ведь это всемирный форум нашей цивилизации.
Однако несколько дней тому назад случилось вот что: Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за принятие в состав Совета по правам человека 14 новых членов. Среди них - Китай, Россия и Саудовская Аравия. Позвольте повторить: Китай, Россия и Саудовская Аравия.
Повторять нужно, ибо иногда это единственный способ осознать случившееся. Но порой и это не действует.
В заявлении для СМИ ООН отмечает, что этот совет «отвечает за отстаивание и защиту прав человека во всем мире, а также за решение проблем с нарушениями прав человека и за предоставление рекомендаций по ним».
Если бы удалось увидеть лицо автора этой безудержной фантазии, я уверен, это было бы вполне серьезное лицо, безо всякого намека на иронию.
Джордж Оруэлл как-то написал, что свобода - это «право говорить людям то, что они не хотят слышать». Мне повезло, потому что я живу в стране, где могу напечатать это предложение, могу думать и говорить об этом открыто, не опасаясь, что мне сапогом раздавят пальцы, заткнут рот или бросят за решетку.
Казалось бы, граждане тех стран, которые входят в Совет по правам человека, должны иметь гарантии этих самых прав. Но не стоит фантазировать.
Читайте также: Москва отвечает на критику по правам человека
Совет по правам человека был создан в 2006 году с целью замены комиссии ООН по правам человека. В его состав входят 47 членов, выбираемых на срок до трех лет. ООН заявила, что совет заменит «исключительно политизированную комиссию». Это не будет «старым вином в новой бутылке». Боже, что за бред.
В 2006 году New York Times написала в своей редакционной статье о создании совета, что «в идеале» нарушителям Всеобщей декларация прав человека вход туда должен быть заказан.
В таких вопросах «идеалы» в ходу уже долгое время. На этой неделе представитель США в ООН Саманта Пауэр (Samantha Power) выразила в Твиттере надежду на то, что новые члены совета «закроют брешь, существующую между их обязательствами в области прав человека и действительностью, существующей в этих странах».
Пауэр кое-что известно о правах человека, в том числе - в ее собственной стране. Это она написала книгу «A Problem from Hell: America in the Age of Genocide» (Проблема из преисподней. Америка в эпоху геноцида), за которую получила Пулитцеровскую премию.
Давая мне несколько лет тому назад интервью, Пауэр упомянула эту брешь между реальностью и идеализмом. «Я пережила настоящее потрясение, - сказала она, - когда поняла, что все-таки есть ответ на все эти вопросы о том, почему мы делаем так мало: недостаток информации; отсутствие национальных интересов; бюрократия, создаваемая специально под эти цели; отсутствие лидерских качеств у президента; отсутствие внутриполитического давления. … Но за год до публикации я поняла буквально следующее: мы ничего не делаем по поводу геноцида, потому что не хотим ничего делать».
Пауэр также отметила, что бездействие в других странах никогда не приводило к политическим проблемам дома. Каждая страна берет свой дом с собой, когда собирается на переговоры с другими. Кто-то берет больше, а кто-то меньше.
Также по теме: На сей раз Генассамблея ООН действительно важна
Такие государства, как Китай, Россия и Саудовская Аравия, берут с собой солидный груз отговорок, отрицаний и путаницы, если их национальные интересы опорочены или оказываются под угрозой. Доказательства нарушений и уровень осуждения на весах реальной политики могут то опускаться, то подниматься.
Human Rights Watch в свое время говорила о Китае, что его «главная задача в совете заключается в защите государственного суверенитета от чрезмерного, по его словам, вмешательства в свои внутренние дела, которое проявляется в излишне критических резолюциях».
Директор Human Rights Watch в Женеве Жюли де Риверо (Julie de Rivero) выразила озабоченность в связи с избранием Китая из-за нарушений прав человека в этой стране. Она заявила: «Это довольно отрицательные персонажи в составе совета, так как они отвергают любые инициативы, призывающие их к ответу за совершенные поступки».
Согласно оценкам Human Rights Watch, китайское государство ежегодно казнит до 8000 человек. Там ведется преследование этнических меньшинств, и там есть проблема Тибета.
Саудовскую Аравию и Россию также нельзя назвать сияющими звездами на правозащитном небосклоне. Нарушение первой основополагающих прав человека является позором для всего человечества.
Во второй же, если говорить о кажущихся малозначительными вещах, за решетку бросили женскую поп-группу из трех человек за исполнение песни и танца протеста. Но это указывает на наличие более серьезных репрессий.
Кто-нибудь верит всерьез в то, что нарушители прав человека будут отстаивать неприкосновенность таких прав? Нет, это просто пародия и фарс.