Москва – Российский президент Владимир Путин недоволен медленным прогрессом антикоррупционной кампании и пытается взять ситуацию под контроль. Его ответ состоит в закручивании гаек, однако делается это таким образом, что у бизнес-сообщества возникают опасения.
После того, как этот вопрос игнорировался в течение десятилетий, Путин теперь вынужден заняться решением проблемы незаконных доходов, потому что Россия больше не может себе позволить бросать на ветер такое количество денег. Хотя цены на нефть и превышают 100 долларов, федеральный бюджет сведен с весьма незначительным профицитом, а в октябре даже обозначился его дефицит, о чем свидетельствуют данные Министерства финансов. По мнению экономистов, наличие одновременно дефицита текущих платежей и дефицита федерального бюджета в ближайшем будущем может стать постоянным показателем из-за подъема среднего класса, а также «новой нормы» более медленного роста. Однако антикоррупционная программа, начатая в 2008 году находившимся тогда на посту президента Дмитрием Медведевым и поддержанная Путиным, не дает желаемых результатов.
Новым шагом нынешнего президента в этом направлении можно считать озвученное 18 ноября предложение российского Министерства экономического развития о повторном введении разрешения для иностранцев, желающих обладать российской собственностью. Если оно будет принято, то можно будет говорить о значительном шаге назад в попытке улучшить деловой климат в России.
«Отсутствие в законодательстве Российской Федерации норм … позволяет в настоящее время иностранным лицам, лицам без гражданства и юридическим лицам РФ, в уставном капитале которых доля иностранцев или лиц без гражданства составляет более 50%, бесконтрольно приобретать права собственности и пользования на неограниченные в обороте объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории Российской Федерации, в том числе земельные участки, квартиры, помещения, здания, предприятия и имущественные комплексы, что может создать в том числе угрозу безопасности Российской Федерации», — сообщает агентство «Прайм» со ссылкой на Министерство экономического развития.
Другими словами, люди покупают собственность, а государство не имеет никакого представления о том, что это за люди, откуда были взяты деньги и куда они направляются.
Законопроект Министерства экономического развития совпадает с еще одним неоднозначным предложением, внесенным Путиным в Думу 11 октября, которое также направлено на повышение контроля государства над экономикой. Путин хочет отказаться от либерализации уголовного права, которое было начато в 2011 году при поддержке Медведева, и сделать наказание за экономические преступления более суровыми.
Идея предложенной Медведевым реформы состояла в том, чтобы не дать возможности соперничающим компаниям использовать коррумпированных чиновников и уголовное право для организации атак друг на друга. Однако Путин утверждает, что инициированное Медведевым ослабление уголовного законодательства провалилось, и государственные чиновники, обвиненные во взяточничестве на основании ныне действующих законов, отделываются штрафами, большую часть которых они не платят. Реформа Медведева также сократила количество времени, в течение которого полиция может держать подозреваемого в тюрьме. Кроме того, некоторые виды экономических правонарушений были упразднены, а наказания за другие преступления сокращены.
Явно недовольный Путин возвращается к старой модели и предпочитает использовать дубинку, а не морковку: одно из его предложений состоит в том, чтобы разрешить любому следователю возбуждать налоговые расследования (в соответствии с реформой только чиновники налогового ведомства имеют право возбуждать подобные дела). Эта идея вызвала волну протестов, и даже новый омбудсмен Путина по вопросам бизнеса Борис Титов подписал письмо, в котором просит президента не делать этого, поскольку наделение любого следователя подобным правом рассматривается многими как серьезный источник коррупции. «Мы считаем, что Федеральная налоговая служба России, которая занимается подобными вопросами в настоящее время, обладает достаточными полномочиями, и правительству следует лишь более четко определить проблему», — подчеркивают Титов и другие бизнесмены в письме Путину.
Человек действия
В то время, как обязательства Кремля относительно доведения до конца настоящих антикоррупционных мер многими ставятся под сомнение, предложение Путина было сделано совершенно неожиданно, и оно является ясным признаком того, что он хочет видеть результаты: экономика и имеющие отношение к финансам министерства ничего не знали об этих планах и, что необычно, публично подвергли их критике.
Самая большая претензия Путина состоит в том, что с момента начала проведения реформы в 2011 году количество обвинений в преступлениях, имеющих отношение к налогам, существенным образом сократилось. Однако представители настроенного на поддержку реформы лагеря в ответ заявили, что количество успешно реализованных дел увеличилось. Они также считают, что сокращение количества возбужденных дел означает, что теперь к рассмотрению принимается значительно меньше фиктивных дел, чем раньше.
Независимо от того, как будет разворачиваться борьба по поводу предложения Путина – а президент и его правительство все больше вовлекаются в открытые политические дебаты по поводу того, что лучше для страны, и Путин в результате не просто диктует то, что он хотел бы видеть, – поток инициатив продолжится, поскольку государство на самом деле пытается институционализировать борьбу против коррупции, а не просто посадить в тюрьму нечистых на руку чиновников.
Иностранным инвесторам не понравится идея Министерства экономического развития о повторном введении разрешений на обладание собственностью, однако предложение Путина, сделанное им 3 ноября относительно введения 30-процентного налога на дивиденды встречено со значительно большим одобрением и не затронет иностранцев, которые готовы раскрыть конечных бенефициаров, владеющих акциями.
Большинство кремлевских идей действительно разумно. Список тех, кто должен декларировать свои доходы (а также доходы близких родственников) постоянно расширяется, и в него входят как депутаты Думы (которым не разрешается владеть иностранной собственностью и иметь счета в иностранных банках), так и государственные чиновники в целом, а недавно к ним были добавлены и сотрудники государственных предприятий, которые теперь несут личную ответственность за неправомерные действия, совершаемые в их компаниях.
Еще одна появившаяся в ноябре идея представляется немного странной, и пока она не получила большой поддержки в Госдуме. Российский законодатель Михаил Дегтярев из возглавляемой Владимиром Жириновским националистической партии ЛДПР предложил возродить существовавшие в советские времена ограничения на хождение доллара.
Он подчеркнул важность защиты российских граждан от «американской долговой пирамиды» и с этой целью предложил просто забрать у них доллары, которые россияне могут сегодня законно иметь на своих банковских счетах. «Предложенные ограничения можно рассматривать как заявление о зарождении новой, бездолларовой международной валютной системы, которая позволит российскому рублю получить статус мировой резервной валюты, а также уничтожит зависимость местных банков от американского доллара», — подчеркивается в пояснении к этому законопроекту.
Дегтярев представляет собой колоритную фигуру: недавно он проиграл на выборах московского мэра, а суть его платформы состояла в борьбе на стороне сил добра в наступающем Армагеддоне. «Я верю в то, что мы сможем победить антихриста — я уверен в этом, — а также в том, что Россия поведет борьбу против антихриста», — подчеркнул он.
Можно ожидать чего-то подобного и в дальнейшем, но будем надеяться, что наиболее здравые из этих идей приживутся.