Пермь, Ярославль, Петрозаводск… И последний раз в воскресенье - Казань. Это города, в которых за последние несколько лет произошли авиакатастрофы. Причины были разные, но общий знаменатель один. Если бы в авиакомпаниях все работало так, как должно было работать, аварий вообще могло бы не быть.
Причины последней катастрофы, унесшей жизни 44 пассажиров и 6 членов экипажа, пока неизвестны. Пилоты перед посадкой просто сообщили диспетчеру, что они находятся в «непосадочной конфигурации» и пробуют идти на посадку еще раз. Вскоре после этого самолет стремглав рухнул на территорию аэропорта и взорвался.
До тех пор пока не будут проанализированы данные черного ящика, о причинах катастрофы можно только гадать. Самое вероятное, конечно, ошибка пилотов и техническая неисправность. Неприятно то, что, согласно доступной информации, предполагать можно оба варианта.
Boeing из Уганды
Оба пилота были опытными летчиками, но не пилотами. Капитан Рустем Салихов 15 лет летал в качестве штурмана, только три года назад он переучился на пилота и капитанские погоны получил только в мае этого года. Второй пилот Виктор Гуцул работал бортмехаником и за штурвал самолета пересел два года назад. Как признал на пресс-конференции генеральный директор компании «Татарстан», ни один из пилотов ни разу не выполнял маневр ухода на второй круг при посадке в реальном полете.
Однако бывший стюард Ренат Файрушин в интервью газете «Московский комсомолец» утверждает, что пилоты были опытными и их ошибка не могла стать причиной аварии. По его словам, скорее всего, отказала техника. Самолет Boeing 737 был произведен в 1990 году, и «Татарстан» был восьмой компанией, которая его эксплуатировала.
Читайте также: Крушение Superjet омрачит выступление России в Фарнборо
Если возраст самолета не должен был стать проблемой, список предыдущих владельцев определенные вопросы вызывает. Самолет, например, принадлежал Air Uganda и одной небольшой бразильской авиакомпании. Двенадцать лет назад именно в Бразилии у Boeing при посадке сломалось переднее шасси, и машина несколько месяцев была в ремонте.
Люди, летевшие на том же Boeing в воскресенье в Москву, вспоминали, что самолет был в ужасном состоянии и при посадке его трясло. По словам Файрушина, в самолете не работал кондиционер и были сломаны кресла. «Когда у вас нет денег на топливо, какой-то косметический ремонт вы просто игнорируете», - сказал журналистам бывший стюард.
Президентская авиакомпания
У авиакомпании «Татарстан» много долгов. Бывший пресс-секретарь президента Татарстана, а сегодня популярный блогер Ирек Муртазин утверждает, что в целом долги авиакомпании составляют 2,8 миллиарда рублей (1,7 миллиарда крон), из них 450 миллионов компания была должна своему основному аэропорту в Казани. В том числе поэтому компания брала топливо в Москве так, чтобы его хватило и на обратный полет.
«Татарстан» появился как «государственный» авиаперевозчик Татарстана. Многолетний президент республики Минтимер Шаймиев считал это символом независимости. Только инвестировать в этот символ не хотелось ни ему, ни его преемнику Рустаму Минниханову. Менялись директора авиакомпании, часто выбираемые в силу разных факторов, но не умений кандидатов. Нынешнему директору Аксану Гиниятуллину 34 года, он получил образование в сфере ирригационных систем.
Жестокая ирония состоит в том, что изначально это рейс должен был выполнять самолет Bombardier, но, когда в компании выяснили, что полетят глава ФСБ Татарстана Александр Антонов и сын президента Ирек Минниханов, Bombardier поменяли на Boeing. Потому что в Bombardier нет бизнес-класса. Согласно некоторым источникам, о бизнес-классе просили сами VIP-пассажиры.
Людям специалисты советуют летать крупными компаниями, такими как «Аэрофлот» или «Трансаэро», и избегать маленьких региональных перевозчиков. Если это возможно, потому что на некоторых направлениях выбора нет вообще. И, как недавно выяснил один мой приятель, когда вы покупаете билет у «Аэрофлота», это еще не означает, что вы действительно полетите с «Аэрофлотом». Рейс выполнял самолет оренбургских авиалиний. Когда мой друг высказал мнение, что об этом не было речи, стюардесса начала его уверять, что бояться нечего, что на самом деле самолеты «Аэрофлота» падают гораздо чаще их самолетов.