Владислава Баумгертнера вот-вот экстрадируют в Россию. Это следует из заявления Владимира Макея, главы белорусской дипломатии, после переговоров с российским коллегой Сергеем Лавровым 19 ноября в Москве.
Вторым важным сообщением из уст Макея стало то, что уровень участия Беларуси в саммите Восточного партнерства в Вильнюсе не будет «чрезмерно высоким».
Оба месседжа не выглядят сенсационными, а скорее подтверждают экспертные прогнозы. С одной стороны, Минск не рассчитывает на большие дивиденды от Восточного партнерства ЕС, с другой — как раз таки рассчитывает на серьезные бонусы от Москвы. И потому, в частности, решил не перегибать палку в калийном конфликте, отдать наконец Москве вероломно арестованного в конце августа гендиректора «Уралкалия».
Тур в Литву белорусского президента не прельстил
Итак, на вильнюсском саммите ВП Беларусь окажется в тени. Хотя приглашение на мероприятие — безымянное и адресовано стране как таковой, негласно подразумевалось, что без освобождения политзаключенных (как минимум!) президенту Беларуси в литовской столице делать нечего.
Вряд ли Минск опустит уровень участия до статуса посла, как это было в Варшаве в сентябре 2011 года, на пике обострения отношений белорусских властей с Европой после разгона Площади-2010. Очень вероятно, что ныне Беларусь представит сам Макей.
Однако поедет он (или, скажем, премьер Михаил Мясникович) без иллюзий. Говоря ныне в Москве о ВП, Макей заметил: «…Что касается каких-то конкретных дивидендов и выгод, то на данном этапе мы не ожидаем, что они будут весьма значимыми».
А ведь в первые месяцы года у части политиков и обозревателей были надежды, что перспектива поехать в Вильнюс (вкупе с ухудшением экономической ситуации) подвигнет Лукашенко к уступкам Брюсселю. Но в Минске просчитали, что скорых и весомых выгод материального плана такая мягкотелость не сулит. И политические узники остались в тюрьмах (не считая тех, кто вышел по истечении срока).
Впрочем, не особо усердствовал в белорусском вопросе и Евросоюз, считает аналитик BISS (Вильнюс) Денис Мельянцов. «Особых ожиданий у Брюсселя не было, — сказал эксперт в комментарии для Naviny.by. — Украина затмила все остальное».
Действительно, сейчас вот еврокомиссар Штефан Фюле срочно полетел в Киев спасать судьбу соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Оно может стать символом успешности ВП, принести европейским политикам пиаровский капитал. А на белорусском вопросе кроме шишек ничего не заработаешь.
В итоге, резюмирует политолог, шанс на нормализацию отношений Беларуси с ЕС на нынешнем этапе был упущен
У Минска есть поводы становиться в позу
По мнению Мельянцова, европейской внешней политике, которая только формируется, недостает не только силы, но и последовательности: «Если уж декларируются моральные принципы, то их надо применять ко всем партнерам. А если, например, с Азербайджаном Европа занимается «икорной дипломатией», то в Минске делают вывод о лицемерии Брюсселя».
Действительно, и в Азербайджане, и в России правозащитники констатируют наличие политзаключенных, а уж о демократичности этих режимов с точки зрения Запада и говорить смешно. Но их лидеров западники в черные списки не заносят.
Как указывает Мельянцов, Минск не получил от участия в ВП обещанной макрофинансовой помощи, денег на инфраструктурные проекты в рамках многостороннего измерения, хотя в Еврокомиссию подавались совместные белорусско-литовско-украинские предложения такого рода. Белорусских парламентариев не пустили в Евронест, хотя депутаты из других проблемных в плане демократии стран ВП на этой площадке присутствуют.
Речь здесь не об оправдании художеств белорусского режима, а о явно двойных стандартах. И это как минимум дает Минску повод становиться в позу.
Замиряться с Москвой сегодня выгоднее
Впрочем, белорусское начальство быстро умерило бы гордыню, запахни дело большими деньгами здесь и сейчас. Но Европа в принципе не готова проплачивать голые декларации. Она толкает Лукашенко на путь реформ, для него скользкий и неприятный.
Россия тоже старается действовать обусловленно, требуя приватизации в ее пользу и участия в евразийской интеграции. Но Москву, как показывает долгий опыт интеграционных игр белорусского начальства, все же можно раскрутить на бабки. Ведь она меняет интеграционные замыслы как перчатки и всякий раз вынуждена заманивать партнеров новыми пряниками.
Теперь, например, Минск, играя на том, что Кремлю крайне важно запустить с 1 января 2015 года Евразийский экономический союз, ставит ребром вопрос об отмене уплаты в российский бюджет экспортных пошлин на нефтепродукты. Пойдет Владимир Путин навстречу — сразу четыре миллиарда долларов в год как с куста. Без никаких реформ.
Поэтому, показав зубы в калийном конфликте, белорусская сторона, судя по всему, решила, что пришло время показать и минимум сговорчивости. Баумгертнер улетит в Москву, где его дело, скорее всего, спустят на тормозах.
Калийный конфликт идет к развязке
Днем ранее пришла весть, что долю демонизированного белорусской пропагандой Сулеймана Керимова в «Уралкалии» выкупает «Онэксим» Михаила Прохорова. Могут быть куплены и акции других совладельцев калийной компании. Причем партнером Прохорова здесь может стать владелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин.
Хотя в этом контексте и не фигурирует имя Михаила Гуцериева, которого белорусский президент открытым текстом называл желательным новым хозяином «Уралкалия», предполагаемые перемены на руку Минску.
Любой новый собственник, если это не спекулянт, а инвестор, заинтересованный в развитии «Уралкалия», будет заинтересован и влиять на калийный рынок через альянс с «Беларуськалием», заявила в интервью Naviny.by минский экономический обозреватель Татьяна Маненок.
По ее прогнозу, новые владельцы «Уралкалия» не станут и далее сбивать цены (в чем обвиняли Керимова), а вернутся к стратегии «цена выше объема», которую сподручно реализовывать сообща.
Другое дело, что восстановление отраслевого рынка после обвала — долгая песня. По словам Маненок, этот рынок развивается по четырехлетнему циклу, и пока игроки «только-только нащупали дно». К тому же надо учитывать, что Китай, покупавший много калия, теперь сам становится довольно крупным производителем, а у Индии, второго большого покупателя, серьезные экономические проблемы, девальвирована рупия.
Игра на европейском векторе не стоит свеч
Судьба рупии белорусским властям сама по себе глубоко фиолетова, тут бы родной рубль удержать, но факт то, что быстро восстановить продажи калия не удастся и больших поступлений валюты от этого в близкой перспективе не видать.
Спасти экономику накануне очередных президентских выборов может только Москва. И с ней Лукашенко обречен рискованно играть и дальше. Вильнюс ближе географически, но активная игра на западном векторе сегодня с точки зрения Минска не стоит свеч.