Часть 1. Сочи 2014: Объекты в Имеретинской долине на Черном море
В субботу утром я поехал на новом поезде из Адлера в горы. Видно, что там все новое, потому что еще ведутся работы по установке эскалаторов и почти нет указателей на английском.
С помощью одного внимательного работника вокзала я все-таки выяснил, где купить билет и куда нужно идти. Я удивился, когда обнаружил, что в стране, где все довольно дорого, билет на 45-минутную поездку (позже время поездки сократится до 20 минут) стоит 140 рублей, т.е. примерно столько же, сколько половина большого капучино.
Поезд медленно приближался к Красной Поляне, и я не верил своим глазам: здесь строится совершенно новый город. Его архитектурный стиль можно в целом определить как смесь венецианского, московского и нувориш.
Как по волшебству, когда открылись двери, передо мной на платформе стоял г-н Кузнецов. «Добро пожаловать, Майкл», - сказал он. И хорошо, что сказал, потому что я его не сразу узнал в бейсболке с логотипом Мерседеса и зеленой куртке! Меня буквально забросили в Ленд Крузер, и так начался один из самых замечательных дней в моей жизни.
Весь день мне показывали новые строительные объекты в горах, в числе которых были, как мне показалось, два совершенно новых города на высоте 540 и 960 м. В проекте участвуют разные частные компании, однако Сбербанк играет в нем основополагающую роль – не только как банк, но и как застройщик и партнер по застройке.
Меня подняли на головокружительную высоту на самый верх трамплина, откуда я, немного перегнувшись вниз, сделал этот снимок.
Я прошел через шикарный новый торговый центр, строительство которого еще не закончено. Он тоже строится Сбербанком в партнерстве с одной российской компанией. На последнем этаже гигантская стеклянная крыша, первая в своем роде в России, будет водружена над местом для отдыха с ресторанами, бассейнами и большим пляжем из белого песка, привезенного с Мальдивских островов.
Я познакомился с македонцем, руководителем проекта главной строительной компании. Я очень удивился, узнав, насколько быстро были возведены новые здания. Я ответил, что в Канаде некоторые из этих проектов вряд ли были бы закончены к февралю 2015 г., не говоря уже о 2014.
Невозможно даже представить себе, насколько сложна координация всей этой работы, особенно с учетом горной местности и условий зимнего строительства. Он рассказал мне, что здесь в свое время одновременно работали 16000 рабочих, а теперь осталось около 10000. На следующей неделе он принимает 3400 телевизоров для 3400 номеров, которые построены менее чем за год и уже готовы для обустройства.
Я спросил, чем он занимался раньше. Оказалось, что курировал строительство Островов Пальм в Дубаи! Он хорошо понимает, что такое крупные комплексные проекты.
Я успел поездить вверх-вниз, наверное, на десятке фуникулеров, включая остановку на высоте 2200 м, где выпил солодового вина, водки и закусил селедкой.
В 6 часов вечера г-н Кузнецов уехал на встречи, которые должны были продлиться 5 часов, а меня отвезли обратно в Адлер по новой дороге, построенной к Олимпиаде, но пока закрытой. Поездка была недолгой.
Через три месяца мы будем смотреть Олимпиаду по телевизору. Нам будут показывать захватывающие съемки всех этих объектов, но лишь немногие будут знать, сколько труда вложено в то, чтобы все это организовать – будем надеяться – в срок. Я надеюсь вернуться в Сочи в апреле, чтобы своими глазами увидеть, как все это будет выглядеть в завершенном состоянии.
Удивительно, сколько всего было построено специально для этих игр и сколько еще предстоит сделать. Но с другой стороны, игры в Ванкувере, как нам говорят, обошлись в 2 миллиарда долларов. Российское правительство первоначально оценило расходы на игры в Сочи в 12 миллиардов долларов. Впоследствии они выросли до 30, а теперь оцениваются в 50 миллиардов долларов. Желаю России выиграть много медалей, но только не золото в хоккее!
Майкл Геллер - канадский архитектор, специалист в области устойчивого развития территорий.