Вокруг людей, домов, квартир в США существует кольцо неприкосновенности. На эту территорию заходить нельзя. Иначе возникнет проблема. Эта зона называется личным пространством… Дом — крепость человека. Если вы без разрешения переступите порог частной собственности, неизбежно последует наказание. В некоторых штатах хозяин дома может ударить того, кто без позволения пересек территорию его двора. Бывают случаи и справедливого поведения с вызовом полиции и задержанием нарушителя личного пространства. Поэтому мысль о том, чтобы создавать шум и беспокоить окружающих, не возникает. Следствие — или органы охраны правопорядка, или пуля.
Несколько месяцев назад в одном городке штата Нью-Джерси в 8 часов утра послышались звуки американского гимна. Вдруг из репродукторов звучит национальный гимн США… Жители района приходят в изумление. Некоторые даже звонят в полицию: «Нам срочно нужна помощь, приезжайте, кто-то шумит!» Да, к национальному гимну отнеслись как к шуму. И ситуацию не изменило даже то, что «доставляющие беспокойство» звуки оказались гимном.
После выяснения обстоятельств становится понятно, что национальный гимн доносится с расположенной поблизости военной базы… Каждое утро под звуки гимна база поднимает национальный флаг. Вечером, когда темнеет и флаг опускают, гимн звучит снова. Музыкальное сопровождение этих церемоний становится достоянием обширного пространства, районов, находящихся за пределами базы.
Те, кто рядом с базой проживают в этом городке около 30 лет, отмечают, что ранее они не слышали «каких бы то ни было» гимнов. Но и церемония поднятия и опускания флага — это далеко не новое для армии США изобретение. Тогда что изменилось? Десятки лет база соблюдает этот церемониал, но почему-то гимн стал транслироваться через репродукторы. На самом деле, причина — новая внутренняя акустическая система базы.
В ответ на жалобу база заверяет: «Мы не стремимся распространить звуки гимна на весь городок, это происходит на нашей территории». Но жалобы продолжаются. Помимо «шума», предлагаются и другие доводы: «Гимн звучит для военнослужащих, я не военный, почему они меня будят?»
Сами военнослужащие в свою очередь говорят о том, что громкость репродукторов настроена так, чтобы в случае тревоги звук был слышан всем, кто находится на базе. Но по принципу «добрососедства» приняв во внимание протесты, военнослужащие измерили децибелы вокруг базы и обнаружили: доносящийся с базы звук тише, чем шум от находящейся поблизости главной дороги. И это хорошо еще, что население жалуется не на шум дороги, а на гимн.
Тем временем в последние несколько дней гимн не звучал. Жалобщики довольны: «Протесты сработали, мы спасены», — но база сказала: «Акустическая система сломалась, и, как только она будет исправной, трансляция гимна продолжится». Так, возник новый виток напряженности…
Удивительно, в отношении жалобщиков на «шум» от национального гимна военнослужащие не говорят: «Кто этот изменник родины? Как ты смеешь утверждать, что гимн тебе доставляет беспокойство?» Вопрос рассматривается на уровне громкости, децибелов и первоочередных нужд базы. «Будучи добрым соседом, мы стараемся найти середину», — говорит база. Но есть и другие точки зрения: «Я люблю слушать гимн, пусть он звучит громче». Такие соседи называют себя «патриотами». Но, если вы зададите этот же вопрос тем, кто выражает протест, они тоже скажут, что патриоты. Ведь так лучше, когда ежеминутно доказывать свой патриотизм и учитывать мнение другого не нужно.
И во всем этом споре следует помнить, что национальный гимн США длится 90 секунд. Считать его шумом или слушать с радостью — на все это только 90 секунд. А демократия — это искусство за 90 секунд примирить стороны друг с другом.